Свое шестидесятилетие София Михайловна встретила в соответствии с ее статусом музыкальной легенды. Большой прием в Ливадийском дворце в Ялте, орден «За заслуги II степени» из рук Президента Украины Виктора Ющенко, а потом помпезные шоу в Кремле с участием всех звезд.
На семидесятилетие певица дала концерт в Баку в рамках фестиваля «Жара» и телеверсию этого шоу несколько раз показывали аж по нескольким каналам федерального эфира. Непосредственно в день рождения София Михайловна тогда получила поздравительную телеграмму из Кремля.
Вокруг красивого числа 75 никакой официальной активности не предвидится, хотя еще в прошлом году многие, как в России, так и в Украине, с приподнятыми чувствами пребывали в вожделенном ожидании грядущей даты. Без преувеличения эпические появления суперзвезды на фестивале «Новая волна» в Сочи и на Олимпийском стадионе в Киеве на грандиозном праздновании 30-летия независимости Украины только разгоняли музыкальные аппетиты поклонников и просто любителей музыки.
Однако, безмятежье радужных планов вскоре рухнуло, причем не только у одной отдельно взятой певицы. Некоторое время назад Ротару покинула Украину и, по слухам, обосновалась на съемной вилле в Италии. Однако в день рождения певица поделилась в социальной сети фотографией, из подписи под которой следует, что она вернулась в родные Маршинцы. «Приехала в место силы», — написала певица. И еще сообщила, что сегодня не время праздновать. Суперзвезде, как и многим сейчас, не до творческой активности и в новости София Михайловна попадает теперь совсем не по поводу музыки.
В марте этого года сын певицы Руслан и внук Анатолий были задержаны во время попытки пересечь украинско-молдавскую границу. По введенному в Украине правилу мужчины в возрасте от восемнадцати до шестидесяти лет не могут покидать страну без официального разрешения. Горячие головы и скалозубы сразу усмотрели в действиях 51-летнего Руслана и 28-летнего Анатолия попытку дезертирства. Однако, впоследствие всплыла и более мирная версия, согласно которой внуку знаменитой певицы срочно требовалась медицинская операция и именно ради нее была предпринята столь отчаянная попытка выезда из страны.
В итоге больному Анатолию все же разрешили выехать на лечение, ему была проведена сложная операция на кишечнике. Однако, поправившись, легкомысленный юноша не смог удержаться и выложил в соцсетях гламурные фотографии в лакированных шузах и модном пальто на фоне красот Парижа, чем, понятное дело, вызвал очередную волну гнева у многих украинцев, которая срикошетила и по именитой эстрадной бабушке. Сын Ротару тем временем законопуслушено находится в Киеве, выполняя все требования военного положения, а его жена и мать Толи перебралась в Европу опекать выздоравливающее дитя.
Сама София Михайловна, в отличие от многих украинских артистов не делает резких политических заявлений, лишь опубликовала в конце февраля пост, в котором отметила, что трагические события последних дней разрывают ее сердце на части и пожелала своим подписчикам сил и мира. Однако, из-за взвинченности ситуации этого оказалось достаточно для того, чтобы на родине знаменитую певицу обвинили в «безразличие» и «черствости», а в России - форменным врагом. У страха конечно глаза велики, но когда всерьез обсуждается необходимость сообщить в компетентные органы о фактах прослушивания в России песен в исполнении Ротару, равно как и других «недружественных» артистов, хочется отправить авторов таких призывов к доктору.
Несмотря ни на что для миллионов россиян София Ротару продолжает оставаться любимой артисткой, той самой, что подарила много прекрасных переживаний, связанных с ее песнями.
В 1971 году она буквально ворвалась во всесоюзные эфиры в фильме «Червона Рута». Фолк можно наградить каким угодно термином, но вот сексуальным этот жанр назвать трудно. Тем не менее, Ротару его представила именно таким. Редко кого из звезд эстрады природа награждала неотразимой внешностью и голосом такой силы и чистоты.
Она словно была рождена для того, чтобы объединять людей песнями и делала это и как певица и как актриса. В образе почти рокерши она исполняла «За тех, кто в море» в фильме «Душа» и рядом с ней на сцене стояли Михаил Боярский и «Машина Времени». Для 1981 года это было невероятно круто, учитывая неблагонадежность в те времена статуса рок-музыки как таковой, и полугонимое, как, впрочем, и сейчас положение «Машины Времени».
Трудно сказать сколько слез пролилось под «Лаванду», которую Ротару спела вместе с Яаком Йолой и сколько каблуков было сломано на танцах под «Луна Луна», «Было, но прошло», «Только этого мало» и другие европоп-хиты авторства Владимира Матецкого, сколько цветов и восторгов собирала певица всюду, где выступала.
В песнях Ротару часто обозначала свою украинскую идентичность, но для всего Советского Союза она была своей. Она исполняла песни легендарных и именитых авторов - Ивасюка, Бабаджаняна, Паулса, Зацепина, была не по званию, а по приему публики народной артисткой в каждой советской республике, а в девяностых даже ходила хохма по поводу того, что на встрече в Беловежской пуще, где распускали Советский Союз, обсуждали, как делить Ротару.
Сейчас у Софии Ротару нет возможности выступить перед своими российскими поклонниками, но нет никаких сомнений в том, что певица получит множество поздравлений с днем рождения. Настоящие поклонники навсегда с ней, она для них по-прежнему «наша Соня». Схожие чувства испытывает и большое фан-сообщество Аллы Пугачевой, как бы не называли Примадонну в разных бесстыжих СМИ.
На большом юбилейном концерте Пугачевой в 2009 году две легенда дуэтом исполнили хит t.A.T.u «Нас не догонят», а спустя тринадцать лет певицы снова во многом близки и их по-прежнему догнать не так-то просто. Обе вынуждены скитаться по миру, обе выразительно молчат, но так, что их молчание звучит оглушительнее иных площадных манифестов. И вероятно обе надеются на лучшее. Как и все мы.