Юбилей фестиваля совпал с 90-летием со дня рождения Андрея Тарковского. Кадр из его фильма «Андрей Рублев» стал символом нынешнего киносмотра. Это и год 100-летия одного из идеологов «Окна в Европу» — классика советского кино Станислава Ростоцкого, жившего недалеко от Выборга и снявшего фильмы «...А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное Ухо», «Доживем до понедельника». Тарковскому и Ростоцкому посвящены творческие встречи в знаменитой библиотеке Аалто с участием кинематографистов, лично знавших выдающихся режиссеров.
Из 11 конкурсных картин 8 — дебюты и 6 сняты, как теперь говорят, режиссерками. Полнометражные дебюты представят Игорь Поплаухин и Руслан Братов, чьи короткометражки «Календарь» и «Лалай-Балалай» участвовали и побеждали на «Кинотавре». Там бы, скорее всего, презентовал и новые работы, но жизнь распорядилась иначе. Оценит их достижения жюри под руководством Алексея Федорченко, который параллельно и сам участвует в документальном конкурсе с картиной «Монета страны Малави», снятой на Алтае, на родине Шукшина, в селе Сростки. Шукшин, кстати, был однокурсником Тарковского во ВГИКе.
Премьера фильма Авдотьи Смирновой «Плотник» наверняка бы тоже состоялась в Сочи, как это было в прежние годы, когда приезжала большая группа поддержки во главе с Анатолием Чубайсом, ставшим благодаря жене еще и продюсером, например «Вертинского». В этот раз, увы, приехать на премьеру ни он, ни Авдотья не смогут, находясь далеко и в не самых благоприятных обстоятельствах жизни. «Плотника» покажут вне конкурса, отданного на откуп молодым и начинающим, в рамках спецпоказа.
Картина снята по сценарию, написанному Авдотьей Смирновой в соавторстве с писателем и лауреатом премии «Большая книга» Мариной Степновой. А главные роли исполняют в «Плотнике» снимавшиеся у Авдотьи в «Вертинском» и «Истории одного назначения» Анна Рыцарева и Сергей Уманов. Увидим мы и исполнителя роли Вертинского Алексея Филимонова. В числе продюсеров нет Анатолия Чубайса, зато есть Илья Стюарт, работавший на всех последних картинах Кирилла Серебренникова. Кстати, фильм «Время года зима» его жены, актрисы и дебютантки в режиссуре Светланы Устиной закроет фестиваль.
История, которую рассказывает Авдотья, — об обычной семье Осиповых из Ульяновска. Живут они как все — родители и сын-подросток. Строки Льва Николаевича о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, Авдотья трактовала по-своему. У нее Осиповы отличаются от других семей тем, что счастливы. Они любят и любимы. Однако в дом приходит беда. У их сына на голове появилась странная шишка. И кто-то из близких боится даже заразиться, хотя какая тут связь. Ради выздоровления мальчика родители готовы лишиться дома, всего, что у них есть. Как говорят авторы картины, их герои порой теряют человеческий облик, пытаясь спасти дитя. Мать отчаянно выкрикивает в кадре: «Это я во всем виновата!» Словно в ответ звучит реплика о ситуации несчастья: «Кто-нибудь один обязательно сваливает, обычно отец». Но он тут оказывается самым стойким. «В какой-то момент ломается даже мать. Но не отец. Самый обычный человек. Провинциальный плотник…» — так позиционируют свою картину авторы.