Надо сказать, что «Сфера», основанная 41 год назад актрисой и режиссёром Екатериной Еланской, не числится среди модных, оппозиционных, с громкими заявлениями своей гражданской позиции по любому вопросу театров. Всегда работал без шума, без эпатажа. Обладает, пожалуй, самой уникальной площадкой в центре Москвы (сцена как арена), имеет своих зрителей. Ставку делает на классику, без перелицовки и стеба, на хорошую литературу.
И мало кто ожидал, что в марте, получив приказ о слиянии с «Эрмитажем», который славен своим прошлым, но не настоящим, эта скромная «Сфера» поведёт себя принципиально, не позволит обращаться с собой как с марионеткой. В результате главный режиссёр Александр Коршунов, сын основательницы театра, добился сохранения своего помещения, названия «Сфера». Сохранена вся труппа, и свой контракт, как мне стало известно, он подписал только тогда, когда у каждого артиста контакт был на руках.
В этой истории каждый проявил себя как мог, и стало ясно кто есть кто. Артисты, у которых нет громких имён, как например в «Современнике» или других театрах, сплотились вокруг своего лидера, и перед лицом неизбежного слияния все-таки добились условий, устраивающих все стороны. А вот директор, проработавшая много лет с Коршуновым (теперь уже бывшая), не ставя под сомнения целесообразность реорганизации и вопреки воле коллектива подписала все требования Департамента культуры. Потом пришлось добиваться внесения в них необходимых изменений. Не полная победа, но все-таки не стыдно в глаза друг другу смотреть.
«Главная наша задача была, есть и остается – сохранить наш коллектив, наш репертуар и наш Дом, - считает Александр Коршунов. - Сохранить нашу уникальную сцену, наш статус веры, наше творческое лицо таким, каким его задумала и создала народная артистка России Екатерина Ильинична Еланская. «Сфера» для нас не место работы, а поистине статус веры, и мы верим в ее светлое будущее».
Страсти по реорганизации позади. «Сфера» под занавес сезона играет премьеру - «Без вины виноватые» по пьесе Александра Островского. Режиссёр - Александр Коршунов. Спектакль посвящен 40-летию театра и предстоящему 200-летнему юбилею великого драматурга. А в новом сезоне он планирует поставить комедию «Подсвечник» Альфреда де Мюссе и спектакль под рабочим названием «Прозрачное солнце осени» (или «Три Юрия») по прозе выдающихся советских писателей Юрия Козакова, Юрия Трифонова и Юрия Домбровского.