Программы, в которых люди пытаются стать лучшими версиями самих себя, давно признаны перспективным форматом. Особенно если в сюжет заложены щекочущие нервы детали. Но если перевоспитание жутких подростков в шоу «Колледж» или попытки сделать милых девушек из настоящих оторв в «Пацанках» имели не то чтобы мирный характер, но по крайней мере держались подальше от криминальной среды, то программа о жрицах любви заглянула на территорию, которая воспринимается, мягко говоря, неоднозначно.
Так уж вышло, что к одной из древнейших профессий у нас до сих пор неопределенное отношение. С одной стороны, проституция в восприятии многих это стыд и позор, к тому же ее организация — незаконное занятие. В то же время поиск богатого мужика всячески одобряется и является чуть ли не национальной идеей. И вот дамы с низкой социальной ответственностью становятся кем-то вроде телезвезд, что, наверное, смущает еще больше.
По сюжету десять девушек, так или иначе вовлеченных в секс-индустрию, хотят порвать с прошлым и увидеть светлое будущее. Им пытаются помочь правозащитница, психолог и тренер личностного роста. Девушек селят в место, которое называют «обитель», переодевают в монашеские наряды и учат уму-разуму в самом широком смысле.
Все участницы программы представлены как жертвы насилия и токсичных отношений, что, вероятно, предполагает сочувственную реакцию аудитории. Но вот как раз сочувствие по отношению к некоторым заблудшим созданиям возникает с большим трудом. Непросто сопереживать девушке, которая жалуется на то, как ужасно спать с пузатыми миллионерами, явно делая акцент на определение «пузатый». Еще сложнее избавиться от мыслей о том, что некоторые героини пришли в проект ради славы и, возможно, с целью подогреть расценки на свои услуги. И почти все они капризничают, как обделенные вниманием поп-старлетки.
Наверное, смотреть такое лучше с незамутненным сознанием, но у кого такое осталось? Последние лет двадцать телевидение так старалось в постановке скандалов и подмены настоящих людей с их серьезными проблемами актерами, что поневоле в любой драме видится фарс с прицелом на рейтинги.
И подобного фарса в «Рабах любви» более чем достаточно. К слезам разной степени искренности щедро добавлены явно разыгранные эпизоды, часто весьма спорного качества, что, конечно, уже спровоцировало нервную публику на отзывы об очередном пробитом дне, а некоторые официальные лица даже потребовали немедленно убрать проект из эфира. Ох уж эти официальные лица, любят они иногда поразвлечься, а уж в умении говорить всякие глупости с ними мало кто сравнится! В итоге скандальный флер предсказуемо стал идеальным партнером шоу о жрицах любви, и это радует, наверное, всех участников процесса.
Создатели проекта не устают подчеркивать социальную направленность программы, вероятно, оправдывая таким образом сам факт реалити с подобными героинями. Но типично шоубизовские приемы, на которых строится все шоу, явно принижают ценность таких заявлений. Если для кого-то из участниц эта программа станет чем-то вроде социального лифта, то, конечно, появится повод открыть шампанское за ответственное телепродюсирование. Но пока она все больше напоминает видео-таблоид из криков, слез, психологии для чайников и всякой клубнички вроде БДСМ-нарядов. Возможно, многие не против присоединиться.
В ТРЕВЕЛ-ШОУ ОТКРЫВАЮТ РОССИЮ И ЗАКРЫВАЮТ МИР
Программы про путешествия в последнее время явно обходятся без переводчиков. Видимо, заграница признана совершенно неперспективным направлением, и красоты принято искать в основном в России. Играть в патриотизм — та еще актерская задача.
Дмитрий Крылов путешествует по Волге, не устает своим вкрадчивым голосом прославлять красоту этих мест и погружаться в богатую историю разных городов. Здорово снято, кишит фактами, но жизни во всем этом предельно мало. Явно не хватает людей и житейских ситуаций.
В этой связи сразу вспоминаются первые выпуски «Непутевых заметок», снятые в 1991 году в Лондоне. Все на любительскую камеру, с очень любительскими комментариями, но в каждом кадре было невероятно много всего. Панки как будто щекотали через экран своими ирокезами, лондонская подземка выглядела лучше, чем в кино, а сцены из пабов прямо-таки пахли пивом.
Конечно, все это из эпохи, когда люди только открывали заграницу и проявляли жадность на новые впечатления. Было бы странно, если бы спустя тридцать с лишним лет программы о путешествиях снимались так же. Но именно сейчас, когда мы по большому счету закрываем для себя заграницу, в тревел-шоу появилась какая-то безжизненная скука. Ведущие, явно обладающие немалым опытом путешествий по миру, оказавшись запертыми на одной шестой части суши, как будто понимают всю ограниченность ситуаций. И их попытки придать всему этому праздничный, увлекательный характер иногда выглядят очень наигранными.
Они-то, наверное, хорошо знают, что неписаная красота наших провинциальных городов сводится к эффектности некоторых старых стен и куполов, а все остальное там крайне нетелегенично. Но что делать: дан приказ ему на восток, и это, видимо, не обсуждается.
Если Дмитрия Крылова спасает хотя бы харизма мудреца, то его коллегам помоложе приходится куда сложнее. Полулюбительский формат программы «Такие места», где о городах рассказывают их жители, может быть, и выглядит свежо. Но в исполнении блогеров и им подобных все превращается в набор беспомощных пионерских речовок в духе «широка страна моя родная».
На таком фоне выручает разве что инициатива простых граждан. На популярном городском канале в стремлении получить бесплатный контент часто показывают отпускные репортажи с мест в исполнении обычных граждан. На днях в эфир вышла дама, оказавшаяся в Венеции. И за две минуты она совершила натуральную видеодиверсию. Серьезные дяди и тети сейчас постоянно рассказывают, как плохо в Европе, а здесь вдруг «погода хорошая, люди приветливые, апероль-шприц за пять евро и спагетти за девять — не так уж дорого». Да здравствует глас народа!