После возвращения в Третьяковку «Троицу» Рублева скрыли от посетителей

Из-за двухдневной поездки в Троице-Сергиеву лавру иконе прописан отдых

В ночь с 18 на 19 июля «Троица» Андрея Рублева вернулась в Третьяковскую галерею – в Лаврушинский переулок. Сообщение об этом было опубликовано полчетвертого утра. «Сейчас ее изучают реставраторы, видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено», – говорится в заявлении музея. Когда «Троица» вернется на привычное место в экспозиции, непонятно.

Из-за двухдневной поездки в Троице-Сергиеву лавру иконе прописан отдых

Сначала она должна пару дней отдохнуть с дороги, акклиматизироваться, потом ее детально осмотрят, а после состоится реставрационный совет, где примут решение о дальнейших действиях. Словом, в зал №60 икона вернется не скоро. Может быть, это случится через пару месяцев, а может, только в следующем году. 

Шедевр древнерусской живописи, с которого в иконописи начинается свой особенный русский канон, пришедший на смену византийскому, очень хрупкий. «Болевые точки» иконы более-менее известны, несмотря на то, что последние результаты обследования, сделанные до путешествия в Троице-Сергиеву лавру, держатся в тайне. Стоит вспомнить историю «Троицы», чтобы понять, почему искусствоведы так трясутся.  

До начала ХХ века к иконе, веками жившей в стенах Троице-Сергиевой лавры, относились исключительно как предмету религиозного культа, а о ее художественной ценности никто не задумывался. И дело не только в эпохе – реставрационная наука в России на заре ХХ столетия только-только зарождалась. Но и в том, что образ был скрыт от глаз – икона находилась в богатом золотом окладе, сделанном по заказу Бориса Годунова, из-под которого виднелись лишь лики и пальцы рук, а живопись давно «потухла». И главное – авторский слой был многократно записан.

Так уж было заведено испокон веков: когда икона темнела, поверх писался новый слой с тем же сюжетом. «Троица» была записана как минимум трижды. К тому же живопись не раз покрывали олифой, которая на время делала изображение ярче, но потом желтела и темнела, а еще к ней «прилипла» копоть от храмовых лампад и свечей. Словом, когда в начале ХХ века мстёрский иконописец Валентин Гурьянов начал расчистку, перед ним был почти что «Черный квадрат». Частично раскрыв первоначальный образ, он сразу понял, что это неподражаемый шедевр. 

Гурьянов знал, что автор «Троицы» – Андрей Рублев: легенды сохранились имя мастера в истории (не случайно именно этот сюжет стал одним из самых популярных в русской иконописной традиции). Однако у него мог быть соавтор – Даниил Черный, с которым Рублев вместе расписывал иконостас Свято-Троицкого собора в 1425-27 годах. Высказывались и иные версии – исследователь Дмитрий Ровинский и вовсе считал «Троицу» работой итальянского мастера.

Насчет даты создания иконы тоже есть версии. Образ мог быть написан в 1411 году, когда Никон, преемник Сергия Радонежского, построил новую деревянную Троицкую церковь на месте сгоревшего храма. Либо спустя чуть больше десяти лет – уже для каменной церкви. Однозначного ответа тут нет. Так или иначе, в 1905 году вместе с поздними наслоениями Гурьянов счистил и часть первоначальной живописи, а потом записал икону вновь и покрыл олифой. С одной стороны он открыл «Троицу», с другой – нанес немало вреда.

Но уже тогда стало понятно, что «Троица» великолепна не только своей историей, но является глубоким и философским образом, который встает в один ряд с шедеврами великих итальянских мастеров, предвосхитивших Возрождение, таких, как Джотто и Симон Мартини. «Реставрация» Гурьянова была далека от современных щадящих методов. К тому же он оставил часть прописей эпохи Бориса Годунова и более позднего времени, а спустя некоторое время образ снова начал темнеть. Поэтому в 1918 году по инициативе ведущих искусствоведов своего времени, в числе которых был Игорь Грабарь, возглавлявший Третьяковскую галерею, началась следующая реставрация. Открылись яркие солнечные краски, «райские» одежды ангелов, словом, подлинная «Троица». К реставрации потом возвращались не раз, но надо понимать, что и сегодня перед нами не авторский слой. Полностью счистить поздние наслоения оказалось невозможно, при этом многое из рублевской живописи стерто.

Исследование, проведенное в 2008-10 годах заведующим кафедрой реставрации темперной живописи ГосНИИРа, профессором Виктором Барановым, показывает, что авторская позолота фона, полей, нимбов, а также изображение дерева, утрачены. Сильно потёрт красочный слой стола, авторский золотой ассист крыльев, седалищ, клава (нашивная вертикальная полоса на одежде) центрального ангела и крыши архитектуры, ступня правой ноги правого ангела. 

Кстати, исследование Баранова показало, что у центральной фигуры ангела был нимб, в отличие от двух остальных. Что добавляет загадок в трактовке иконы Рублева. Словом, какой икона была в момент создания, мы не можем себе до конца представить.

Волнения искусствоведов по поводу перемещения иконы связаны не только с хрупкостью красочного слоя и возрастом «Троицы». В 2007 году, когда шедевр перенесли на Крымский вал, была повреждена одна из досок, на которых написана икона. Эта трещина в древесине и по сей день «ноет» и напоминает о себе. Собственно, после того случая над «Троицей» трясутся еще больше, чем прежде. Не случайно на все просьбы о дальних путешествиях иконы искусствоведы-реставраторы всегда отвечали отказом. Сейчас отказать не получилось. За бенефис придется платить: иконе прописали покой.

"Троица" Рублева в Троице-Сергиевой лавре: кадры перемещенной иконы

"Троица" Рублева в Троице-Сергиевой лавре: кадры перемещенной иконы

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28828 от 20 июля 2022

Заголовок в газете: Рублевскую «Троицу» отправили в отпуск

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру