Нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова оказалась хитрее и осторожнее Валентина Родионова и не стала вставать в позу. Она вовремя ушла в отпуск, а подпись на разрешении о выдаче «Троицы» поставил ее заместитель Ринат Шигапов, отвечающий в музее за строительство и ремонт. От приказа, спущенного в музей из Министерства культуры, впрочем, не так-то просто отказаться, ведь все экспонаты Третьяковки входят в музейный фонд РФ, то есть принадлежат государству.
Говорят, сотрудники отдела древнерусского искусства пытались встать горой за древний памятник, но увидев, что руководство умывает руки, поняли: бороться бесполезно. Формально министерство вправе распоряжаться фондами по своему усмотрению, несмотря на все рекомендации и предписания специалистов, на чьем попечении находится экспонат. Сейчас ситуация не та, что при Ельцине, когда за хранение «Троицы» в стенах музея ратовал тогдашний министр культуры Юрий Мелентьев, который и добился приема у президента. История же с Родионовым случилась, когда Минкультуры возглавлял Александр Авдеев — дипломат с тонким вкусом и пониманием художественной ценности культовых предметов.
К слову, при Авдееве произошла показательная история с иконой Торопецкой Божией Матери, которую в 2009 году вывезли — опять с большим скандалом и протестами искусствоведов — из Русского музея в новенький храм Святого Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро». Якобы на время. Однако древний образ, который одни ученые датируют XII веком, другие — началом XIV, так и не вернули музею, хотя еще несколько лет кряду ГРМ бил тревогу и настаивал на возвращении хрупкого экспоната. Но икона так и осталась в церкви при коттеджном поселке и в итоге была исключена из фондов Русского музея.
Со временем на иконе появились трещины. Говорят, что Авдеев пошел на этот компромисс, чтобы сохранить другие хрупкие иконы в музейных условиях. Нынче «просьбы» РПЦ — в приказном тоне. Время компромиссов прошло.
«Троицу» вывезли из Москвы в Сергиев Посад в ночь с 16 на 17 июля. Официальное сообщение Третьяковки на сей счет появилось, лишь когда икона была доставлена в лавру. Хотя, как позже стало известно, вопрос обсуждался еще с мая, а 12 июня Минкульт прислал в Третьяковку предписание на выдачу иконы «в исключительном порядке».
Секретность логистики перевоза «Троицы» связана не только с беспрецедентностью ситуации и волнениями вокруг сохранности памятника, но и с условиями договора страхования, согласно которому информация о времени транспортировки не должна никуда просочиться. Везли «Троицу» ночью, чтобы избежать пробок, на спецтранспорте с мягкой подвеской, а в Троицком соборе ее разместили в особой капсуле, которая должна обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, пока образ, приписываемый кисти Андрея Рублева, находится в Троице-Сергиевой лавре.
По завершении празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла «Троицу» обещают самым бережным образом доставить назад в музей. Время отправки опять же засекречено — согласно тем же правилам. Но, по идее, отправить ее назад в Москву должны вечером 18 июля. Впрочем, искусствоведы не очень-то верят в то, что меры предосторожности уберегут памятник от повреждений.
Даже небольшие колебания могут вызвать необратимые утраты красочного слоя, вздутия и трещины, а ведь от первоначальной рублевской «Троицы» и так осталось немного. С момента ее создания (по одной версии, в 1409–1411 годах, по другой версии — в 1422-м) икону не раз подновляли, то есть записывали свежей краской (как минимум 4–5 раз). А в начале ХХ века реставратор Василий Гурьянов вынул икону из золотого оклада, в котором она находилась со времен Ивана Грозного, снял несколько слоев поздних наслоений, но вместе с тем стер и часть авторской живописи.
А потом записал икону заново и вернул в иконостас. В 1918 году реставратор Юрий Олсуфьев вновь снял наслоения, однако полностью отделить живопись Рублева от более поздней невозможно. К реставрации, уже более продуманной и аккуратной, возвращались не раз. С 1929 года икона находится в Третьяковской галерее, где ее регулярно обследуют. Так же регулярно специалисты проводят реставрационные советы, где докладывают о последних исследованиях и выводах по сохранности культурного объекта.
Подробное исследование в 2010 году делал завкафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи Института реставрации (ГосНИИР), профессор, художник-реставратор высшей категории Виктор Баранов. В конце своего доклада он сделал вывод о том, что состояние сохранности «Троицы», несмотря на всю ее сложную историю бытования, можно назвать «в целом хорошим».
— Я капитально изучал «Троицу» много лет назад. Последний раз смотрел бегло, но мелкие детали — трещины, которые со временем образовались, — было видно. Вообще, есть общие рекомендации, которые наука выработала, что можно перевозить, что нельзя. Сейчас у меня нет вводных данных о состоянии «Троицы», чтобы обстоятельно говорить. Но чем древнее памятник, тем с большим благоговением к нему надо относиться — оберегать, как старика, — осторожно говорит «МК» реставратор и рекомендует заглянуть в протокол последнего реставрационного совета по поводу «Троицы».
Таковой состоялся в конце мая этого года. Согласно выводам искусствоведов-реставраторов, состояние иконы «спокойное». Однако «даже кратковременное изменение условий хранения» может «катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника». Тут стоит вспомнить о том, как «Троица» единственный раз после эвакуации в годы Великой Отечественной войны покидала стены старой Третьяковки, чтобы проехать считаные метры и попасть в Новую — на Крымский Вал — для участия в выставке «Европа—Россия—Европа».
В результате часть доски была смещена, и икону пришлось реставрировать. Словом, научное сообщество в шоке от вояжа шедевра русского Возрождения в Троице-Сергиеву лавру и с трепетом ждет ее возвращения. А еще больше опасается по поводу того, что нынешняя поездка — лишь «пробный шар», и икону могут насовсем забрать из Третьяковки, как это случилось с Торопецкой Божией Материю.
Тем временем к Троицкому собору выстроилась многокилометровая очередь — часов на пять. Некоторые паломники теряют сознание от длительного ожидания. Икону охраняет один охранник с суровым лицом. На иконе в большой стеклянной витрине видны «заплатки», которые, очевидно, сделали реставраторы, готовя ее к сложному путешествию. И пока непонятно, чем для «здоровья» рублевских ангелов обернется сей оглушительный бенефис.