Все-все, выдыхаем, с вами по-прежнему я. О нет, я не впал в гордыню снобизма и не надел на себя «правильное светлое лицо»! Я всего лишь процитировал некоторые комментарии в одной социальной сети по поводу недавнего концерта «Руки вверх!» в «Лужниках» (нет, я решительно требую ввести эмодзи в газетах! ну уж в 2022 году-то, ну пора уже!). И там еще было много подобного оголтелого визга от светлоликих людей, включая истеричный призыв... сбросить ядерную бомбу на 72 тысячи собравшихся в «Лужниках» поклонников поистине народного творчества Сергея Жукова. Призыв был без смайликов, кстати. Со всей звериной серьезностью, которая так свойственна людям, почему-то любящим называть себя «интеллигенцией». Прямо пахнуло этаким 37-м годом: «Да как он посмел?! Раздавить гадину!». Жукова записали в новые «враги народа», словом. Не всего, конечно, а культурненького такого народа, уточняю. Который традиционно брезгливо воротит носики от народа остального.
Немного сейчас напомню постперестроечное время. Когда начали рассекречивать часть архивов, когда открыли правду о репрессиях, когда людям творческим дали свободу от необходимости строго следовать генеральной линии партии и они радостно начали творить. И лейтмотивом у многих стала пресловутая «Россия, которую мы потеряли». В противовес зверствам красной диктатуры стало хорошим тоном огульно идеализировать царскую Россию. Мол, вот там — Была Культура! Даже последний ямщик в трактире под рюмочку только и делал, что декламировал (как минимум) Пушкина, а на патефонах всей страны играли пластинки исключительно с Чайковским да Рахманиновым! Но пришли большевики и всё опошлили, бяки этакие! Балы, красавицы, лакеи, юнкера — все сгинули в недрах ГУЛАГа, а вместо вальсов Шуберта и хруста французской булки народ заставили петь революционные марши и закусывать исключительно черным хлебом. Апофеозом этой лакейской (по сути) вакханалии, конечно, стали песни «Белого орла», Александра Малинина, Игоря Талькова (даже термин прижился — «тальковщина») и еще нескольких исполнителей, которых уже не хочу поминать всуе. К счастью, вся эта белогвардейская пена недолго продержалась на волнах российской музыки, ибо сия конъюнктурщина была ну очень пошлой, а тематика песен — высосанной из пальца.
Беда в том, что в реальности никакой этакой высокой культуры в дореволюционной России, естественно, не было. Не стихи декламировали ямщики в трактире, а матерные частушки распевали. Не вальсы танцевали, а выплясывали вприсядку под балалайку, а уж матросы — те вообще под блатное «Яблочко» отрывались на танцполе. Белинского и Гоголя мужик не торопился нести с базара, но вот лубок процветал (кстати, осенило сейчас! ведь русский лубок по своей сути — те же комиксы!). Собственно, и «возродить» так ничего и не получилось в 90-е годы. Народ как слушал незамысловатую поп-музыку (начиная с «Ласкового мая», далее — везде), так и продолжал. Повергая тем самым вечно страдающую прослойку интеллигенции в экзистенциальный ужас.
Мол, как же нам не повезло с народом! Мы его изо всех сил стараемся приучить смотреть артхаус, даже передачу запустили «Кино не для всех», а люди упорно смотрят боевики с Джеки Чаном, тупые американские комедии и новомодные латиноамериканские сериалы! Мы, в контролируемых нами СМИ, пытаемся навязать всякие джаз-роки и трип-хопы и прочую альтернативу всякую, а слушатель почему-то упорно отплясывает на дискотеках под русскую попсу! Мы изо всех сил душим российскую музыку, а она почему-то все размножается и самым наглым образом самоорганизуется в российский шоу-бизнес! Ох, какой же нехороший народец нам попался на этой территории…
Когда на руководящих постах в сфере культуры стали появляться люди чуть помоложе динозавров советского периода, я радостно думал: ну вот оно! наконец ситуация изменится! К популярной музыке придет признание со стороны Минкульта и прочих столь же «необходимых» официальных организаций! Но похоже, что на пути к высоким должностям стоит этакий мощный фильтр, который пропускает исключительно Высококультурных Людей, которые даже дома ходят в галстуке (ну хорошо: в кашне), слушают исключительно записи Глена Миллера на виниле (сидя в кресле у камина — это важно!), а если вдруг случайно услышат поп-музыку по радио, немедленно переключают станцию, брезгливо оттопырив при этом пальчик и вздохнув: «Ну разве это Музыка?»
Да, к счастью, давно уже появились телеканалы и радиостанции, которые (вопреки стонам высококультурной прослойки) наконец начали транслировать нормальную коммерческую (в хорошем смысле этого слова) музыку, казалось бы: ну вот, у вас есть ВЫБОР! Ненавидишь ты тех же «Руки вверх!», так в чем проблема? Просто НЕ СЛУШАЙ! И все. Но нет, русский интеллигент не таков. Снобизм оного усугублен непонятно откуда взявшейся в голове навязчивой идеей Великой Миссии: быть пастырем для необразованного быдла, нести крупицы Истинного Искусства в массы, воспитывать и наставлять, развивать Хороший Вкус…
Ох, есть у меня подозрение, что подобные «просветители» слишком близко к сердцу восприняли в детстве истории о ссыльных декабристах (которые, будучи в изгнании, со скуки ринулись просвещать необразованных крестьян). Вот только фраза про то, что «узок их круг, страшно далеки они от народа», не с потолка взялась…
Во всем мире (на который так любят ссылаться надевшие Белые Польта снобы) прекрасно сосуществуют рядышком и «высокое» и «низкое» искусство. И никто не устраивает крестовые походы против «дурновкусия» в той же музыке. И критерий во всем мире только один: количество купленных билетов на концерт исполнителя, и ВСЕ! Не могу представить себе, как ту же Мадонну не пригласят на какую-нибудь церемонию (типа «Оскара») на основании того, что в своем творчестве она потакала самым низменным телесным инстинктам слушателей, поет плохо (вот на том концерте, помните? она мимо нот спела аж пять раз!), да и вообще в ее музыке не хватает уменьшенных септаккордов и полиритмии, фу, попса-а-а!!! И уж тем более не могу представить себе подобных людоедских комментариев, такой ненависти к массово любимым народом артистам. Раз столько людей любят эту музыку, значит, в ней что-то есть. А в любимой вами «элитарной» музыке этой самой изюминки и нет. Все же просто, господа снобы.
И еще одну вещь я знаю абсолютно точно. Самый рафинированный эстет, оказавшись на вечеринке и приняв на грудь достаточную дозу горячительных напитков, внезапно для себя и окружающих оказывается… отличным знатоком этой самой гнусной попсы, которую он (конечно же!) никогда в жизни не слушал! На Белом Пальто предательски проступают леопардовые пятна и пошлые блестки, галстук сорван и валяется под столом… и караоке оглашает нестройный рев утонченных глоток: «И-и-и-и снова седа-ая ночь! И только ей доверяю я!!! — А-а-а-а я сяду в кабриолет!! — Забирай меня скорей, увози за сто морей!!!» — а потом пьяные слезы под «Не плачь» Тани Булановой как непременный финальный аккорд вечера… И наутро от хрустевшей накануне французской булки остается лишь одна крошка. Которая — «моя, я по тебе скучаю» (много ехидных смайликов)…