Лидер отечественного мюзикла назначен главным режиссёром в "Ленком"

Это будет единственный «брак» по любви

Департамент культуры, неделю назад начавший резкую смену худруков, похоже, вошел во вкус и произвел очередное назначение. Не менее громкое, чем предыдущие. На этот раз объектом активности руководства культурного ведомства стал «Ленком Марка Захарова». Туда пришел большой спец по мюзиклам Алексей Франдетти. Но тут важно понимать, что в «Ленком» он приходит не главным — то есть главным режиссером, — а самым главным там, как и был, остается директор театра и глава Директорской ложи Москвы Марк Варшавер.

Это будет единственный «брак» по любви

Политику Депкульта в уходящем театральном сезоне можно определить тремя словами: слияние, освобождение и назначение. Но если с первой позицией с самого начала что-то пошло не так, то в освобождении прежних худруков и назначении новых все-таки наблюдается разнообразие. Есть неожиданные, как в «Гоголь-центре», где радикальный формат резко поменяли на традиционный, в лице Антона Яковлева. Есть «заслуженные» уходы, как в «Современнике», и обидные, как в ШСП у Райхельгауза. Вариант с «Ленкомом» тоже неожиданный, хотя признаки логики в выборе кандидата просматриваются.

Среди последних раскладов театральных пасьянсов эта карта точно легла на свое место. Франдетти 38 лет. За плечами профессиональное образование, полученное в самых разнообразных учебных заведениях — от Высшей школы хореографии в Ташкенте до Школы-студии МХАТ и ВГИКа. Алексей способен быть кем угодно — радио- и телеведущим, постановщиком оперы и мюзикла, танцовщиком и хореографом, артистом оперетты и оперы: академический оперный тенор поставила ему родная тетя, солистка Большого театра Ирина Долженко.

Алексей ворвался в музыкальный театр, приняв участие в первом конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Всех поразил, всех удивил и не слился в небытие, как многие другие, а стал создавать одно событие за другим. Один из немногих режиссеров в России, кто работает в формате бродвейского театра. Не только потому, что поставил в Москве, Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге ряд американских, бродвейских хитов — «Иосиф и его удивительный плащ снов», «Бернарда Альба», «Рождество О`Генри», «Гордость и предубеждение», «Суинни Тодд», «Эвита», «Кабаре» и пр., — но и потому, что использует бродвейскую постановочную технологию: весь рисунок спектакля готовит до выхода на площадку. Поэтому репетиционный период краток: артисты точно следуют готовому режиссерскому решению. Такой метод обеспечивает невероятную плодовитость: к 38 годам Франдетти — автор порядка 40 спектаклей в разных жанрах музыкального театра, трехкратный лауреат «Золотой маски». Только в этом сезоне Франдетти исхитрился выпустить четыре названия: «Онегин» на Таганке, «Город мечты» в Манеже, «В джазе только девушки» в театре Вахтангова и «Франкенштейн» в Петербургской музкомедии. Адекватная фигура для «Ленкома», в свое время усилиями Марка Захарова создавшего в российском драматическом театре успешную мюзикловую парадигму.

«Ленком» — театр очень музыкальный, и это была принципиальная художественная позиция Марка Захарова. Он первым завел в театре штатный рок-коллектив «Аракс», а рок-опера «Юнона» и «Авось» стала фирменной постановкой театра на десятилетия. «Ленком» всегда привлекал лучшие композиторские силы — Рыбников, Гладков, Глуз… Алексей Франдетти — режиссер музыкального театра, переставил кучу мюзиклов в Москве и в регионах. Так что здесь придется ко двору, хотя мюзикл и драматический театр с музыкальной основой — все-таки разные театры.

Но с чем назначенцу повезло, так это с директором. Марк Варшавер — профессионал высокого класса, который после смерти Захарова сумел удержать театр, без потерь выстоял в период пандемии, сохранив подушку безопасности для всего коллектива, а не только актерского состава. Чтобы выяснить детали появления нового главрежа, звоню в «Ленком» Марку Борисовичу.

— Официальное назначение Франдетти на пост главного режиссера уже произошло?

— Официально решение о назначении принято руководством Департамента культуры, но в должность он сможет вступить только после того, как я заключу с ним договор. Уже изменен Устав театра, и согласно новому уставу единоначалие сохраняется за мной, и уже я принимаю главного режиссера на работу.

— Как расцениваете приход Франдетти в «Ленком»? Вы знакомы с его творчеством?

— Для меня это имя совсем не новое. Я видел его спектакли: «Стиляги» в Театре Наций, «Золотой петушок» в Большом. Мне очень нравится, как он работает. И мы в прошлом сезоне встречались с Алексеем три раза, когда я приглашал его в «Ленком» на постановку. Но альянса тогда не получилось: мы говорили о разных драматургических материалах. Но тогда у него была работа — в общем, не сложилось. Теперь сложится.

Алексей Франдетти

— «Ленком» — мощный драматический театр, где музыка имела решающее значение. А Алексей Франдетти — режиссер как раз музыкального театра. Как думаете, у него что-то получится в «Ленкоме»?

— Даже не сомневаюсь. Нам очень нужен музыкальный спектакль. Знаете, я вчера посмотрел «Юнону» и «Авось», которую не видел полтора месяца. Спектакль как премьерный — на одном дыхании. И какого чудесного молодого актера я ввел на роль графа Резанова — зовут его Игорь Коняхин. Так что у Франдетти, я уверен, здесь все получится, он умница. И так думаю не я один. Я вчера собрал наш творческий совет, и все одобрили его кандидатуру.

— Когда вы представите его труппе?

— Теперь уже в новом сезоне. Мы открываем его первого сентября, тогда и представим. Да его и самого сейчас нет в Москве.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28820 от 8 июля 2022

Заголовок в газете: В «Ленком» придет новый главный режиссер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру