Юбилей сезона
Прославленный Московский государственный академический камерный хор, известный также как «Минин-хор», отметил 50-летний юбилей. Основанный в 1972 году хормейстером Владимиром Мининым, ныне здравствующим народным артистом СССР, этот хоровой коллектив завоевал мировую славу высококлассным исполнением самого разнообразного репертуара — от старинной музыки до композиций XXI века, от духовных песнопений до джаза, от фольклора и этнической музыки до киноклассики и рока. Юбилей был отмечен концертным марафоном в течение всего сезона, в котором кроме самого хора приняли участие различные оркестры и солисты. На открытии можно было увидеть идеальный вариант преемственности поколений: 93-летний создатель коллектива Владимир Минин сидел в зале, а за пультом стоял его преемник — молодой дирижер Тимофей Гольберг.
Мировая премьера сезона. Эпизод 1
«Последний день великого города» — так называется сочинение Ильи Демуцкого, композитора востребованного, раскрученного и перспективного: Большой театр заказал ему оперу «Блистающий мир» по Александру Грину. Масштабное мультижанровое сочинение написано на тексты русско-американских авторов Ольги Масловой и Кати Капович. Апокалиптические пророчества, метафора конечности бытия и иллюзорности «вечности», поиски человеком своего места в жизни на фоне всемирной катастрофы — таковы темы амбициозного проекта Демуцкого. На момент мировой премьеры — осенью 2021 года — все это казалось созвучным сегодняшнему дню.
Мировая премьера сезона. Эпизод 2
«Геликон» представил оперу современного израильского композитора Гиля Шохата «Альфа и Омега». Постановка Дмитрия Бертмана и Ильи Ильина, прекрасная по форме и пугающая по содержанию, обозначила новый тренд этого театра: именно такое же парадоксальное сочетание красоты и угрозы реализуется в последней работе «Геликона» — «Аиде». Впрочем, о ней речь впереди. «Альфа и Омега», написанная под влиянием картин Эдварда Мунка, исполняется на экзотическом для русского уха, звучащем «по-библейски» иврите и предлагает такую страшную теорию происхождения человечества, что будь она облечена в иную форму, бессонная ночь после просмотра была бы гарантирована. Но автор исходил из постулата о том, что в музыке даже зло прекрасно. И потому вполне доказательно поданная версия, что современное человечество — не что иное, как «гибриды», уродливый результат совокупления женщины и животных, сыграна и спета под такую красивую музыку, что апокалиптическая мысль о «конце времен» не пугает, а скорее призывает к острому восприятию действительности.
Новый поворот сезона
Международный конкурс молодых режиссеров «Нано-опера» — пятый, юбилейный, ожидаемый после пандемийной паузы, прошел в «Геликон-опере» в традиционном формате, но с новыми реалиями и интереснейшими результатами. На этот раз иностранная часть жюри, в состав которого на прежних конкурсах входили руководители крупных западноевропейских и мировых театров, состояла из представителей Восточной Европы и юго-восточных оперных домов. И нельзя сказать, что это снизило уровень представительства и судейства: директора и режиссеры из Казахстана, Азербайджана, Турции, Узбекистана, Сербии были крайне взыскательны к участникам и сделали призерам чрезвычайно заманчивые предложения на постановки. А сами участники удивили принципиально новым поворотом в оперной режиссуре: на смену радикальным режоперщикам, похоже, приходит поколение смелых, дерзких, остроумных, но при этом думающих, ищущих смыслы, и главное — любящих музыку режиссеров.
Технологический прорыв сезона
В Театре имени Наталии Сац режиссер Георгий Исаакян впервые поставил оперу на основе романа Виктора Пелевина. Музыкальная антиутопия «Любовь к трем цукербринам» с музыкой молодого композитора Константина Комольцева стала первым оперным спектаклем с применением AR- и VR-технологий. Зрителям раздают планшеты, на которых они видят объекты дополненной реальности. Впрочем, ценность этого спектакля не только в технологической продвинутости, но и в актуальнейшем месседже, призывающем не отдавать душу иллюзии. Какой бы пугающей ни казалась реальность.
Гармония сезона
«Аида» в «Геликоне» в постановке Дмитрия Бертмана и Валерия Кирьянова. Казалось бы, что нового можно сделать с «Аидой» Верди, этим безусловным хитом, который вот уже 150 лет не сходит со сцены? Оказывается, можно. В «Геликоне» поставили спектакль, в котором гармонично все: не только музыка и режиссура, вокал и оркестр, актерская игра и пластика, сценография, свет и костюмы, но и некие высшие категории, которые на самом деле всегда должны находиться в ведомстве оперного жанра: красота, героизм, рок, любовь, подвиг, жизнь и смерть. Опера — жанр, повествующий о высоком, даже когда ее сюжет кажется бытовым и реалистичным. Поэтому за попытки низвести оперных героев к мелким суетным мотивациям классическая партитура мстит нещадно. «Аида» в «Геликоне» — безусловно, о высоком. И это грандиозный ответ истинных художников на вызовы сегодняшнего дня.
Персона сезона
Скрипач-виртуоз Петр Лундстрем. Молодой человек, закончивший Московскую консерваторию, получивший образование в Высшей школе музыки в Мадриде, лауреат всевозможных конкурсов, бросается в самую гущу событий и бесстрашно делится своим искусством с российскими военными и мирными жителями Донбасса.