Конечно, Андрей Евгеньевич мог не заметить или ему не сообщили, что в Академическом театре имени Тургенева течет крыша. В самом банальном, буквальном смысле слова. Даром что недавно в здании состоялась реконструкция. Как обычно, как всегда и везде у нас, в орловском театре нашлись удивительные и изобретательные люди, которые придумали, как уберечь от воды роскошный новый, приобретенный совсем недавно концертный рояль «Стейнвей». Они соорудили что-то вроде навеса или саркофага, чем и накрыли дорогущий инструмент, приобретенный, кстати, на средства налогоплательщиков.
Рояль — ладно. Есть еще люди, актеры, которым, поверьте, совсем не добавляют вдохновения репетиции и выступления на сцене под протекающей крышей.
Обращаюсь к вам, уважаемый Андрей Евгеньевич, а в вашем лице — и к другим политикам и государственным людям, которые могут повлиять на ситуацию. Я знаю, что вы лично уделяете много внимания и времени вопросам поддержки культуры. Недаром в Орле работают четыре театра, есть множество прекрасных музеев, в которых трудятся удивительные люди — преданные своему делу, искренне болеющие за него. Выходит, ваших усилий недостаточно? Но вы и не должны следить за ремонтом крыш, это должны делать ваши помощники.
Внимательный читатель скажет: «Юрий, вы же совсем недавно работали именно в Орловской области советником губернатора по культуре?» Работал, все верно. Два с половиной месяца. Я натолкнулся на полное безразличие. Любые вопросы, связанные со сферой культуры, вызывали откровенную зевоту у чиновников. Было ясно, что никто из них не хочет обременять себя заботами о музеях, театрах и библиотеках. Показательный пример: я решил организовать субботник в литературном квартале Орла, где рядом расположены сразу шесть потрясающих музеев, в том числе музеи И.А.Бунина, И.С.Тургенева, Музей писателей-орловцев. Субботник был нужен хотя бы для того, чтобы избавиться от сушняка и бурьяна, которым поросло все вокруг. К назначенному времени пришло довольно много народу — студенты, пенсионеры, самые разные люди, но среди них не было ни единого чиновника.
Поэтому, оглядываясь на тот свой опыт, я рад уже тому, что за эту пару месяцев мне удалось наладить своего рода театральный абонемент для детей из орловской глубинки: школьников из деревень и поселков стали периодически организованно привозить в Орел, чтобы те могли сходить в театр или посетить музей. Идея мгновенно нашла отклик, и музейные работники Орла, настоящие подвижники, составили потрясающую программу для этих ребят. Но я отлично помню, как никто из чиновников не хотел брать на себя ответственность за организацию транспорта, как эти вежливые господа аккуратно отодвигали от себя то, что им казалось проблемой, — в то время как, с моей точки зрения, это было прекрасное, благородное и нужное дело. В общем, мне довольно скоро стало понятно, что культура и все, что с ней связано, не входит в список приоритетов местного чиновничества. Боюсь, Орел в этом смысле ничем не отличается от большинства областных центров. Поэтому, собственно, я и решил снова (в который раз!) обратиться к представителям власти, оттолкнувшись от этой истории с роялем.
Во многих городах России существует по нескольку театральных коллективов, работают музеи, художественные галереи. О специфике работы последних судить не берусь. Просто снимаю шляпу перед музейными работниками, перед многочисленными и, как правило, малозаметными энтузиастами, благодаря которым в нашей жизни живы такие понятия, как музей, вернисаж, выставка. Зато могу предметно говорить о театре и кино. Практически любой областной центр — это, по крайней мере, один театр. Получилось так, что сегодня у нас в стране именно в театре, в отличие от кинематографа, сохраняется живая традиция. Почему так произошло — отдельный разговор. Можно только благодарить судьбу за то, что российскому театру удалось сохранить себя. Театр сегодня собирает вокруг себя неравнодушных, преданных искусству, ярких творческих людей. Благодаря их подвижничеству и самоотдаче массового зрителя сегодня привлекает именно театр.
Это прекрасно! Но давайте вспомним дела минувших дней, нашу недавнюю историю, когда столь же интересным и живым был отечественный кинематограф. Вот прошло всего-то каких-нибудь тридцать-сорок лет — и от былой славы советского кино не осталось и следа. К сожалению, театр не застрахован от такого будущего. Если сегодня не находится средств, чтобы залатать крышу областного театра, если нет денег, чтобы профинансировать новую постановку, организовать театральный фестиваль, завтра сцена, а за ней и зрительный зал — «свято место» — опустеют, даже вопреки народной мудрости. А ведь у нас есть все условия для того, чтобы превратить Россию в настоящую театральную Мекку, в которой региональные театры будут занимать свое особенное, достойное место. Театральный туризм — это не просто броский термин, не уловка маркетологов. Он существует в мире, и для его возникновения в России есть все предпосылки: транспорт, туристическая инфраструктура, информационные технологии. Хотя, разумеется, в центре всей этой индустрии остаются театр, актеры, спектакли высокого качества. Соответственно, именно это стоит пестовать, поддерживать и развивать в первую очередь. Залатав предварительно (ну, или попутно) дыры в крышах.
Театры вообще и региональные театры в особенности живут благодаря вниманию и интересу прежде всего местного зрителя. А эта аудитория всегда ограничена, ее почти всегда недостаточно. Поэтому так важны для небольших местных театров премьеры. Они должны быть обязательно, их должно быть по возможности больше, по нескольку постановок в сезон. Кстати, премьеры необходимы в том числе и зрителю: они освежают восприятие, расширяют эстетический кругозор, будоражат воображение, не дают заинтересованным людям погрузиться в комфортный «кокон» из привычных спектаклей, вызывающих привычные эмоции. Конечно, без финансовой подпитки со стороны такой напряженный график не способен выдержать ни один театр. Модным столичным коллективам проще: на них работают имена известных артистов, сами названия театров привлекают в зал зрителя, а в кабинет директора — спонсоров. В регионах с этим сложнее.
Как расширить аудиторию региональных театров? Можно ли привлечь в них «постороннего», не местного зрителя? Почему нет? Сегодня, когда так активно развивается внутренний туризм, для этого вполне подходящее время. Не замечать, не использовать такие возможности — это как минимум упущение.
Так сложилось, что часто здания областных театров располагаются в самом центре, буквально напротив зданий администрации. Окна губернаторских и мэрских кабинетов порой прямо смотрят на театральные фронтоны с колоннами. В театрах часто проходят всякие официальные торжественные мероприятия, на которых бывает весь местный истеблишмент. И с этой точки зрения содержание театра в надлежащем состоянии, поддержка театральной жизни — это как минимум вопрос престижа. Хотя, конечно, по большому счету это вклад в дело защиты и сохранения национальной культуры.
А никакой другой цели у нас, в общем, и нет. Жаль, не все так считают. Ищу единомышленников!