В посвящениях Виктору Цою на "Дикой мяте" зрители нашли провокацию

Не все оказались готовы слушать голос Цоя в записи под живую музыку

Первый масштабный опен-эйр в России наконец-то восстановился после продолжительной пандемии, за 10 дней массовых гуляний на природе на нескольких сценах различного масштаба состоялось 170 выступлений артистов разного уровня и возраста. Микрофоны держали и совсем культовые персонажи типа группы «Кино» или Гарика Сукачева, «Чижа», Дельфина, и сравнительно новые кумиры вроде Игоря Растеряева или Нейромонаха Феофана, да и малоизвестных, но прогрессивных артистов вполне хватало. От любопытства хотелось разорваться на несколько частей, наматывая километры между сценами, но невозможно объять необъятное, приходилось употреблять прекрасное небольшими порциями, чтобы не пострадать от перевпечатлений после длительной концертной тишины.

Не все оказались готовы слушать голос Цоя в записи под живую музыку

Фестиваль «Дикая мята» в этом году был разделен на два уик-энда. Первый из которых, конечно, был максимально ударным с точки зрения хедлайнеров. Все по-настоящему масштабное началось с ночного концерта группы «Кино», которого ждали в преддверии юбилея Виктора Цоя, рок-легенде 21 июня исполнилось бы 60 лет. В первый день приехало большинство зрителей, через ворота на вход пришлось пропустить 25 000 человек, всех нужно было обраслетить, перепотрошить все вносимые сумки на предмет наличия алкоголя. Не давали проносить даже воду, мол, на фестивале все имеется. Хотя в очереди за водой в горячие минуты приходилось стоять минут по 20. В итоге, конечно, на въезде были пробки и неприлично большие очереди, за что тут же извинялись организаторы. Торопились успеть до темноты, чтобы поставить палатки и насладиться концертом «Кино», люди с баулами и детьми наперевес стояли в очереди под дождем по полтора-два часа. Благо, аппаратура на сценах работала на полную мощность. И, прозябая в очереди, можно было насладиться, например, выступлением группы «Гудтаймс». На закатном солнце под их новый криминальный боевик «Спасибо, Артем» радостно прыгали самые дисциплинированные любители рока. Фронтмен Артем Шаров и его ска-панк-компания из Костромы считается одной из самых веселых и зажигательных на нашей рок-сцене.

«Гудтаймс».

К ночи пространство перед главной сценой заполнилось и казалось бескрайним морем из людских голов — ждали «Кино». Но далеко не все собравшиеся понимали, что группа не нашла и не ищет никого на замену Виктору Цою. Юрий Каспарян и компания играли вживую, а вот голос вокалиста звучал в записи. Место у микрофона по-прежнему оставалось пустым. На большом экране сцены крутили анимацию с фигурой Цоя, шатающейся по ночному городу, бесконечные дома и дороги переплетались меж собой, время от времени появлялись архивные записи с поющим Виктором. «Да они издеваются, так песни показывать!» — раздраженно крикнула женщина в зале и убежала прочь. Основная же публика была подготовлена к новому формату выступлений «Кино» и вполне довольствовалась тем, что пела хором давно заученные наизусть песни: «Электричка», «Спокойная ночь», «Бездельник», «Весь мир идет на меня войной», «Время есть, а денег нет», «Безъядерная зона», не обошлось и без совсем программных хитов — «Группа крови», «Пачка сигарет», «Звезда по имени Солнце», «Кукушка», «Перемен».

Во время исполнения «Бошетунмай» на экране транслировался красный фон с портретом Виктора Цоя в центре, похожий на флаги целого ряда коммунистических стран. Дотошные зрители по всей видеопрограмме группы «Кино» замечали и «жовто-блакитную» тематику. О чем хотели сказать создатели сего, на что намекали, да и намекали ли вообще, или всем, как обычно, показалось?.. Это так и не удалось хоть как-то трактовать в сложившихся реалиях.

В итоге цоевское «видели ночь, гуляли всю ночь до утра» стало пророческим для первой ночи фестиваля, народ угомонился и разлегся по палаткам ближе к четырем утра, а ровно в 6.46 многие уже вздрогнули в своих спальных мешках от совсем неделикатных и нестройных звуков саундчеков второго дня. Экзотический блондин Алекша Нович в столь ранний час тестировал звук жизнерадостной песней «Кости ломаются»… В результате в этот день разморенная на жаре публика, страдающая недосыпом, была уже не так весела и активна, как накануне. Кстати, в эти дни многие артисты так или иначе хотели почтить память Виктора Цоя. Например, Мэйти во время своего сета сказал: «От Виктора Цоя нам осталось большое богатство» — и предложил всем вместе спеть «Дальше действовать будем мы». А группа «Комсомольск» в честь юбилея кумира исполнила его хит «Мы хотим танцевать». Со сцены они объявили: «Мы вчера слышали группу «Кино», и наш Лешка прописал партию своего любимого Титова. И вот получилось нечто общее — «Кино» и «Комсомольск». От этого импровизированного дуэта выиграла, конечно, только молодая группа, которая смогла таким образом выделиться из всего обширного лайнапа фестиваля.

Первым действительно грандиозным шоу стало долгожданное выступление The Hatters, питерской арт-рок группы. Солист Юрий Музыченко, едва появившись на сцене, поведал зрителям душераздирающую историю о том, как они рыдали, стоя на этой самой сцене год назад перед 20 зрителями, которые чудом прорвались сквозь пандемийный запрет, внезапно придавивший фестиваль прямо в день его открытия. Зато теперь… «Шляпников», как их прозвали в народе, можно встретить этим летом на всех больших фестивалях, трудно себе представить еще большую востребованность группы, чем она есть сейчас. Танцевать под них здорово, а вот спеть что-то хором, от души, уже не получится, ибо практически нечего. Кроме разве что ностальгической песни «Немного жаль» и печальной, как и положено, «Зимы». Несколько душевных песен у The Hatters, конечно, в наличии имеются, но сейчас в фестивальной концертной программе музыканты делают ставку на отрепетированное театральное рок-шоу. Стандартные синхронные танцы и пластические шутки «шляпники» показали миру и здесь, заканчивая второй день фестиваля под взрывающий небо салют.

Размазанные впечатлениями от техничности и яркости выступлений питерских буянов, зрители ринулись во тьме на поиски продолжения банкета. И нашли его на самой небольшой, но, как оказалось, не менее важной сцене, чем главная. В единственном месте, где продавали пиво, можно было услышать и увидеть дикий панковский слэм от подростковой группы «Папин олимпос». Как сказал полуголый солист Давид Сайфуллоев: «Нас слушают школьницы». Именно они и набились в зал толпой посмотреть на своих кумиров, у которых постоянно что-то ломалось на сцене, гитары отключались, приходилось делать вынужденные перерывы. Но в итоге главный панк-отрыв дня состоялся под их «Я ненавижу музыку».

Игорь Растеряев и его гонорар в один рубль.

Дети разбежались по палаткам, а вместо них зал уже в два часа ночи заполнили 40-летние завсегдатаи ТикТока. Затаив дыхание, они слушали своего любимца Игоря Растеряева с его вечной гармошкой. Он оказался самым акустическим артистом на фесте, которому не нужны ни электричество для выступления, ни экраны, ни большая сцена. Игорь был единственным, кто не просил публику что-нибудь сделать, сплясать, включить зажигалки или спеть. В нужные моменты народ без напоминаний, самостоятельно орал его песни хором, надрываясь что есть мочи. Мониторы на сцене от этого пищали, свистели и хрипели, но всем было решительно наплевать. После убойных «Комбайнеров» Игорь попрощался и покинул сцену, но его заставила вернуться ревущая толпа и не отпускала еще полчаса, пока артист не сообщил, что павильон закрывается. За этот самый длинный на фестивале сет в итоге артист буквально порвал два баяна — основной и запасной, от усердных манипуляций музыканта на инструментах один за другим полопались ремни. Но люди были готовы петь и без музыкального сопровождения. Расходилась публика на рассвете в недоумении от того, как так вышло, что настолько популярного музыканта поставили выступать на такую небольшую сцену, около тысячи человек, и в такое позднее (или уже раннее…) время.

Гарик Сукачев. Фото: Полина Рожитская

Тот же самый вопрос (почему так поздно?) задавала публика и во время самого ожидаемого сета, когда на сцене одновременно находились практически все участники проекта «Делай свое дело» под руководством Сергея Воронова. Гарик Сукачев, Сергей Чиграков, Алексей Романов, Евгений Маргулис, Николай Девлет-Кильдеев, Сергей Галанин, Владимир Шахрин одновременно стояли на сцене! Трудно было в это поверить, если не видишь своими глазами, как их могли собрать всех на одной сцене, в деревне за 200 км от Москвы, и дать им исполнить только по одной песне? Надо сказать, что пели они свои же хиты, но уже в дуэте с другом, колоритным гитаристом Сергеем Вороновым. Публика уже была настолько измучена первыми «убойными» днями фестиваля, что практически не реагировала на суперзвезд. Многие слушали их, сидя или лежа на траве, не в силах даже как следует поприветствовать рок-легенд. В итоге их выступление не вызвало такого ажиотажа и восторга, как ожидалось. Публика в спешке покидала первый уик-энд фестиваля, чтобы через неделю вернуться на второй и окунуться в более электронную музыку, но не менее традиционную — от Дельфина до Нейромонаха Феофана с его древнерусским рейвом, а потом заполировать музыкальные впечатления уже классической «Курарой».

За все дни фестиваль посетило более 36 000 человек, вот что значит соскучились люди по концертам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28813 от 29 июня 2022

Заголовок в газете: Хедлайнеры соревновались за публику и порвали два баяна

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру