В галерее ГРАУНД Солянка переосмыслили привычную форму досуга

Прогулка в ГУЛАГ и на дно радиоактивной пещеры

 Что если прогулка – не просто приятный променад, а способ исследования территории со своей сложной, подчас тяжелой историей? Проект галереи-мастерской ГРАУНД Солянка «Точка 55.754630, 37.638530» предлагает переосмыслить стереотипные представления о досуговой практики. Оказавшись в точке 55.754630, 37.638530 – а это географические координаты галереи, – зрители совершают путешествие в самые отдаленные и потаенные локации на карте нашей страны. Среди них – заброшенная пещера военно-промышленного завода и территория бывшего ГУЛАГа.

Прогулка в ГУЛАГ и на дно радиоактивной пещеры
Фото: vk.com/ground_solyanka.

тестовый баннер под заглавное изображение

    Проект «Точка 55.754630, 37.638530» в ГРАУНД Солянке поделён на четыре раздела, где каждый – определённая призма, через которую автор рассматривает прогулку. Начинается необычный променад с «Основ для полевых исследований». Здесь представлен проект Екатерины Балабан – «Море волнуется», ставший результатом экспедиции в населённые пункты, расположенные на территории бывшего Пермского моря, которое существовало на Урале сотни миллионов лет назад. Из-за смещений земной коры образовывались лагуны, со временем они высохли, оставив после себя залежи соли. Благодаря этим запасам здесь появились фабрики и города – Урал стал промышленным «хребтом России». В ходе своего исследования художница зафиксировала следы бывшего Пермского моря, проявлявшиеся на территории городов. 

Балабан “Море волнуется".

— Моя прогулка началась в родном городе Березники, - рассказывает Екатерина Балабан. - Я вернулась туда после долгого перерыва и не узнала его. Гуляла и постоянно натыкалась на заброшки, аварийные дома и жестяной забор с надписью «опасно». Школьный двор и игровая площадка стали аварийной зоной и дырой в земле.

Фото Балабан, напечатанные на прозрачной ткани, превращаются в метафору призрачной, иллюзорной мысли о Пермском море. А снимки города и его жителей покрыты кристаллами соли. Это работа напоминает о том, что природа сильнее человека. История Березняков в этом смысле очень показательна. Дело в том, что грунтовые воды здесь размыли залежи соли и на улицах города появились огромные провалы. Гулять здесь – дело опасное.

Отдельнов “Берёзы”.

      В зале «Берёзы» представлены выдержки из проекта «Звенящий след» Павла Отдельнова, который рассказывается о первой в мире атомной аварии, произошедшей на Урале в 1957 году на химическом комбинате «Маяк». Художник рассказывает не только о самой катастрофе, во время которой взорвалось хранилище с радиоактивными отходами и ветер разнес их на сотни километров. Но и цене, которую пришлось заплатить жителям и природе за обладание атомным оружием. В зале выставлен спил берёзы, которая когда-то росла на пострадавшей от кыштымской аварии территории. На пеньке выделяется тёмный круг – кольцо 1957 года – доказательство влияния атомного проекта на местность. 

     Во время прогулки уход в себя – неотъемлемая часть процесса. Взгляд, направленный вовнутрь, с одной стороны, расширяет границы возможного (у воображения нет границ), а с другой – сужает (упускается реальное). В проекте «Етопланетаземля» Катя Рыблова исследует схожий парадокс. Ее коллекция карт – это визуализация границ человеческого восприятия. С большого расстояния география Земли понятна, однако спустя некоторое время всё начинает сливаться, всё сложнее отличить природные ландшафты от условных обозначений фабрик и заводов. Как объясняет Катя Рыблова, это связано с тем, что часть объектов на карте скрыты или отсняты нечётко по техническим или политическим причинам. В этом и заключается парадокс: «Дальше – не значит всё различать, ближе – не значит всё видеть». 

Катя Рыблова “Етопланетаземля”.

   В разделе «Действие человека» прогулка – это непредсказуемый маршрут. «Пещера» Александра Никольского заставляет зрителя пережить ощущения от погружения на дно заброшенного военно-промышленного завода в Кемерове. Комплекс давно не действует и представляет собой химически загрязненные руины. Инсталляция Никольского создана из ржавых железных листов с изображением антропогенной пещеры и установлена на песке, который есть и в недрах кемеровского завода. Работа заняла укромное место под лестницей, она спрятана, как и место, которое исследует художник. «Если Платон полагал единственной возможностью доступа к сути вещей выход из Пещеры, то художник предлагает раствориться в ней», – советует автор.

Никольский “Пещера”.

    В проекте «Четверть нормы» Анастасия Богомолова обращается к истории бывшего исправительно-трудового лагеря «Бакаллаг», существовавшего в 1941-1946 годах и входившего в систему ГУЛАГа. Заключенных, умиравших от голода и тяжелого труда, хоронили в братских могилах за шлакоотвалами металлургического производства. Об этих событиях информации в истории города не найти, заключённые забыты.  Перформанс Богомоловой проходил в каменном карьере – одной из частей бывшего лагеря, которое сейчас стало местом летнего отдыха. Местные жители вряд ли догадываются, что происходило здесь больше полувека назад. Изначально художница должна была обойти заледеневший карьер полностью, оставляя протоптанные по периметру тропинки - самобытные круги памяти, - при этом снимая действие на камеру. Однако при температуре -20 °С в течение двух часов сопротивляясь насту, проваливаясь в воду, она выдержала всего лишь восемь кругов. Это лишь четверть дистанции, то есть четверть нормы – по правилам лагеря за это полагалось не более 400 граммов хлеба в день. Зал с работами Богомоловой – последний. В нём уставшие посетители расслабляются на мягких креслах-мешках после длинной арт-прогулки, словно отдыхающие у карьера бывшего ГУЛАГа… 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру