Своих персонажей Файбисович ловит в общественном транспорте или во дворе, украдкой запечатлев их повседневность.
Впрочем, теперь он далеко от этих людей и Москвы – еще в 2015 году художник переехал в Израиль. И отказался от живописи в пользу цифрового искусства. Этому прощанию, по факту состоявшемуся давно, и посвящена выставка. Контрастные впечатления от ностальгии по обездоленной России на престижной арт-площадке испытал корреспондент «МК».
Выставка Семена Файбисовича открылась без участия автора, зато на закрытом вернисаже для своих собрался весь цвет творческого бомонда. Шампанское лилось рекой. Вечеринка, напомнившая «жирные» времена, когда бахметьевский гараж на улице Образцова занимал музей Романа Абрамовича, смотрелась, мягко говоря, контрастно на фоне работ мастера.
Экспозицию открывает полотно 1985 года «Станция «Сокол», на которой изображен суровый мужчина с уставшим взглядом, который едет в метро. Работа напоминает о том, с чего начинал свой творческий путь художник, который начал выставляться в середине 1970-х и которым в середине 1980-х заинтересовались европейские и американские коллекционеры и арт-дилеры.
В фокусе Файбисовича – «случайные» будничные образы Москвы и ее обитателей. Позже, в 1995-м, художник отказался от живописи и увлекся инсталляциями и арт-объектами, а в 2000-х вновь вернулся к холсту и масляным краскам, чтобы к середине 2010-х вновь с ними расстаться.
Проект «Разгуляй. Прощание» показывает как раз его творческий метод, который принес Файбисовичу славу мастера фотореализма (впрочем, сам автор не раз протестовал против такого определения). Принцип такой: художник сначала фотографирует своих героев на улицах города или в общественном транспорте, а потом «переводит» кадры в гиперреалистическую живопись.
Перед нами повседневная жизнь – из советского, перестроечного и нового времени. Человек в мятой рубашке идет с пакетом продуктов из магазина. Юноша в инвалидной коляске заснул в переходе, ожидая подаяния. Бомжи с красными опухшими лицами. Девушка с блуждающим взглядом в автобусе. «Сходка» гастарбайтеров во дворе. Лужа с окурками. Дорожное ограждение, увенчанное пластиковой бутылкой. Решетка, за которой виднеется туманный силуэт… Москва Файбисовича редко улыбается. Она задумчива, строга, молчалива.
Экспозиция собрана из нескольких циклов, но центральный из них – «Ночной Разгуляй», созданный в 2013-15 годах, когда автор решил проститься с родным городом и живописью. На выставке представлено и несколько работ в новой для художника технике – это цифровые принты снимков, обработанных в фоторедакторе. Впрочем, по тональности и содержанию они синонимичны живописным работам. Перед нами почти что документальные хроники, немного размытые, как при расфокусировке, и приправленные грустной поэтикой. В Израиле такую вряд ли найдешь. Да и в Москве такой визуальный ряд надо еще поискать…