Вообще-то в кино это называется байопик, то есть фильм-биография. Театр, как институция более старая и консервативная, чем кино, такой термин пока не употребляет, но это не мешает ему тянуться к модному направлению. Во всяком случае, в Москве имеется (или было) несколько постановок, проливших свет на жизнь великих и сильных мира сего. Разумеется, в основном ушедших (первый русский артист Федор Волков, сподвижник Станиславского Сулержицкий, Нуриев, художник Ваксер с супругой, искусствоведом Изергиной, супруга Михаила Горбачева Раиса, еще одна жена — писателя Генриха Ибсена, Курт Кобейн), а из ныне здравствующих театрального осмысления удостоились Михаил Горбачёв, итальянский премьер Берлускони да парочка современных художников-провокаторов — бельгиец Ян Фабр и Олег Кулик из наших. И судя по зрительскому запросу, это направление будет активно разрабатываться и дальше как богатое месторождение. А жизнь великих действительно богата на события, в том числе трагического характера, что для искусства — самое оно. Конфликты, несчастная любовь, одиночество, наркотики, разбитые судьбы — ну разве не пища для ума и сердца? Тем более что покойники счет драматургам и сценаристам не предъявят, разве что еще родственники могут оскорбиться и подать в суд. А там поди оспорь право на художественный вымысел — он неподсуден.
Так вот, в этом сезоне королевой театральных байопиков стала гречанка Мария Каллас (настоящая фамилия Калогеропулу), которая в середине XX века была королевой мировой оперной сцены. Возможно, такой интерес к ее персоне связан с надвигающимся в 2023 году ее столетием, а может, просто время пришло рассказать о ее великом голосе и, увы, великой трагедии жизни. Что больше привлекает режиссеров, близко подступающихся к Каллас, неизвестно, но то и другое притягивает как магнит, бесспорно. К тому же в данном случае, как говорится, два в одном. То есть, с одной стороны, голос у гречанки был божественный, и его же она лишилась из-за любви. Точнее, потери любви, когда единственная любовь ее (на минуточку, миллиардер Аристотель Онассис) оставил певицу ради другой (на минутку — вдовы подстреленного американского президента Джона Кеннеди).
Так вот, согласно премьерной хронологии Каллас №1 стала вахтанговка Людмила Максакова, на которую режиссер Яшин поставил спектакль на основе пьесы американского драматурга Терренса Макнелли (перевод Сергея Волынца) и, что ценно, документального материала — писем певицы, воспоминаний близких ей людей. После того как ее бросил Онассис, певица пыталась выжить, давая мастер-классы молодым певцам в Джулиардской школе в Нью-Йорке, на которых (что тоже важно) присутствовал и Макнелли, оставивший свои воспоминания в виде пьесы. В тот последний период своей жизни Каллас проводила кастинг молодых артистов для оперы «Макбет» — сложнейшей по музыке и исполнению.
Особенность и привлекательность вахтанговской постановки в том, что большая актриса Максакова играет большую актрису Каллас. И название спектакля — «Мастер-класс» полностью совпадает с содержанием без каких-либо натяжек. Это действительно хай-класс по актерскому мастерству: подача голоса, работа с публикой, свобода сценического существования и органика. И второй ценный элемент постановки — здесь никакого эрзаца: пение живое, не фонограммное. А полноценная оперная партия в исполнении драматической артистки Марии Волковой с чистейшим «до» третьей октавы — самая что ни на есть настоящая. Зритель в восторге, но самый беспристрастный показатель — продажи: билетов на Максакову и компанию нет до конца сезона.
Каллас №2 могла бы стать кинокрасавица Моника Беллуччи. Месяц назад именно в Театре Вахтангова, но на исторической сцене, звезда должна была сыграть моноспектакль «Мария Каллас. Воспоминания в письмах». В основе постановки — документ, 350 неопубликованных писем певицы, написанных ею за 30 лет. Как представила бы в Москве свой театральный дебют красотка, мы можем говорить лишь в сослагательном наклонении — в черном платье, в уютной парижской квартире, в которой провела последние 15 лет. А раз письма, значит, ставка и в постановке, и в игре сделана на достоверность, атмосферность, а не эффект любым способом. Эффектны были цены (доходили 80 000 рублей), но деньги за проданные билеты пришлось возвращать. А калласо- и беллуччиманам не пришлось наслаждаться и сравнивать игру российской и американской звезд.
И вот Каллас номер №3, июньская и, пожалуй, самая неожиданная — Сати Спивакова в Театре Наций в премьерном спектакле «Канарейка». Не профессиональная актриса, но телеведущая с приличным стажем давно испытывает непреодолимую тягу к сцене и дерзко преодолевала ее не раз. Каких-то высоких оценок Сати не получала, но это ее никогда не останавливало. Что ж, похвально.
В основе постановки пьеса журналиста и сценариста Марии Варденги, из которой режиссер Дмитрий Сердюк сделал сценическую версию. В ней Мария Каллас предстает… за три дня до смерти. Картина глубоко трагическая — депрессия, исступляющее одиночество, транквилизаторы, на которых сидит дива. И только четыре свидетеля — две домработницы, водитель и личный психиатр. Именно с ними теряющая рассудок певица проводит кастинг на новую постановку «Макбет». И снова «Макбет», кстати, самая известная несчастными случаями в истории мирового театра постановка. Молодой режиссер свою версию считает размышлением на тему того, как артист теряет свой дар. «В финале я решил ввести пятерых персонажей, — рассказывает режиссер. — Это журналистка и подруга Эльза Максвелл, брат и родная сестра Каллас, ее первый муж Менегини и последний секретарь Онассиса — Кики Мутсатос. Из уст этих людей мы узнаем шокирующую правду о Марии Каллас, которая позволит нам принять ее как живого человека, а не бронзовый монумент. Это драматическая история певицы и ни в коем случае не бенефис».
А в следующем году великой Каллас, ушедшей из жизни всего-то в 53 года, исполнится 100 лет. Не исключаю, что в связи с датой калласомания может продолжиться. Не охваченными ее жизнью и судьбой остались балет и кукольный театр. Почему нет?