Екатерина на правах хозяйки и как руководитель фестиваля угощала нас в Хамовниках знаменитым анковским пирогом, который пекли в доме Толстых. Все спектакли в Ясной Поляне будут играть под открытым небом, на фоне полей и лесов. Театр им. Евгения Вахтангова привезет «Войну и мир» в постановке Римаса Туминаса. Именно в Ясной Поляне Толстой написал этот роман, вызывающий теперь бурю эмоций, вплоть до требований изъять его из школьной программы. Свои работы покажут и молодые режиссеры из Казани, Петербурга, Новосибирска. Алла Сигалова представит эскиз будущей постановки «Анна», где Анну Каренину сыграет Софья Эрнст, а Каренина — Игорь Миркурбанов.
Год назад в Музее Льва Толстого в Хамовниках мы разговаривали с Владимиром Толстым о запуске в России проекта Netflix «Анна К.» по роману Льва Толстого «Анна Каренина» со Светланой Ходченковой в главной роли. Дальнейшая его судьба пока туманна. Зато сам Владимир Толстой приступает к работе над сериалом о Льве Толстом.
— Что вы думаете по поводу нападок на Толстого, которого многие сегодня готовы сбросить в пропасть и навеки забыть?
— Толстой незыблем. Вокруг него могут быть какие-то суетливые движения, но это никаким образом его не затрагивает и не касается. Он оставил огромное количество потрясающих текстов, самых разных, начиная с «Азбуки», по которой по-прежнему можно учить детей, рассказов для самых маленьких вплоть до «Смерти Ивана Ильича», философско-публицистических выступлений, сверхактуальных сегодня, пугающе пророческих. Если люди хотят найти ответы на волнующие их вопросы, то это легко сделать при помощи Толстого. На каждый вопрос у него можно найти мудрый и точный ответ. Нужен он нам или нет? Это вопрос к нам, а не к нему. Поэтому меня совершенно не смущают какие-то высказывания. Толстой стоит как гора. Мы можем на нее любоваться, подходить к ней, карабкаться, а можем от нее убегать, прятаться от себя. А с ним ничего не происходит. Все, что он мог высказать, он высказал. Наше дело — воспользоваться этим или нет.
— А чисто по-человечески вам не обидно слышать самые нелицеприятные вещи в адрес вашего предка?
— Нет, абсолютно. Разве можно обижаться на ущербного, нездорового человека? Можно только ему посочувствовать, пожалеть и порадоваться за здоровых и умных людей, которые готовы думать, прилагать усилия, чтобы разобраться в происходящем. Для этого им и может пригодиться Толстой. Я довольно много хочу сделать в ближайшие годы. Мы приближаемся к 200-летию со дня рождения Толстого в 2028 году. И мне бы хотелось, самому или с кругом близких людей, сделать несколько новых экранизаций Толстого.
— Так вы же не режиссер?
— А может быть, я — режиссер? Мне и самому это интересно сделать. Есть какое-то свое видение. Я задумал и буду реализовывать огромный проект, биографический сериал о всей жизни Толстого от рождения до смерти. Буду сценаристом и продюсером и, возможно, буду пытаться как-то все сделать сам, потому что чувствую и знаю материал, и это довольно трудно пересказать другим. Если пойму, что нахожу людей, которые смогут все это адекватно воплотить, то с радостью им все передам. А если нет, то сам возьмусь. У меня сильная семейная поддержка. Дочь Катя — талантливый организатор. Мой сын Ваня (окончил мастерскую Сергея Соловьева во ВГИКе. — С.Х.), его сокурсница Стася Венкова (снималась у Сергея Соловьева. — С.Х.) знают огромное количество молодых актеров. Есть Фекла и другие члены семьи. Моя старшая дочь хорошо пишет диалоги. Она — профессор Оксфордского университета, специалист по Набокову. Рядом Павел Басинский, который на стадии разработки сценария подсказывает, что-то поправляет. Есть другие люди, которых мы вовлекаем. Но я пока никуда не спешу. Просто собираю силы.
— Это будет хронологический фильм или же придуман какой-то ход?
— Там, конечно, будут ходы с ретроспекцией. Мне хочется показать, откуда Толстой взялся, хотя бы немного рассказать о его родителях, дедах, бабушках, откуда появился этот мальчик, каковы этапы его становления. Он же рано стал сиротой. В полтора года лишился мамы, в девять лет — отца. В десять лет не осталось никого из самых близких людей. Бабушка умирает. И дальше на него оказывают влияние старший брат, неродная тетка Татьяна Александровна, родные тетки, сестры отца. На жизнь Толстого пришлось четыре императора, Кавказ, Крымская война… Много сегодня актуальных пересечений. Вокруг Толстого всегда были потрясающе интересные люди, вся русская литература прошла рядом с ним — и Пушкин, и Лермонтов, и Грибоедов, не говоря о тех, кто был дальше, современниках — Тургенев, Фет, Тютчев, вплоть до Максима Горького, Бунина, Чехова. У него были личные отношения с Чайковским. Мне важно показать историю России через биографию одного из самых интересных и важных ее сынов.
— То есть будет несколько актеров, которым предстоит сыграть Толстого в разном возрасте. Вы уже думали о том, кто это может быть?
— Да, начиная от младенца до привычного образа пожилого Толстого. Будем искать, смотреть. Есть какие-то идеи. Пока я веду внутренний кастинг для себя. Надо искать. Не хочется сильно узнаваемых лиц. Тем более что большой период будет связан с совсем молодым Толстым. Это и Казань, и Севастополь, и Кавказ. Нужны свежие лица и еще толстовские глаза. В общественном сознании Толстой — старец, который ушел из Ясной Поляны и умер на станции Астапово. Об этом снимал Герасимов, американские режиссеры. Молодой Толстой появляется у Дуни Смирновой как эпизодический персонаж. Мало кто задумывается, какой путь прошел этот человек, как он стал самим собой, из пустяшного малого, как его называли братья, превратился в одного из величайших мыслителей мира. Мне кажется, это интересно.
— Ваш проект будет связан с каким-то телеканалом?
— Сейчас я собираю разные силы, деньги, поскольку это дорогое удовольствие. Не хочу начинать, пока не будет уверенности в том, что ресурсно проект обеспечен.
— Сколько может быть серий? 8–16?
— 60 часовых. Пять сезонов — пять лет. Моя идея заключается в том, чтобы к 2028 году снять все целиком и каждый год выдавать по 12 серий, начиная где-то с 2024-го.