Работать на открытой площадке очень сложно. Даже самый слаженный спектакль может превратиться в тлен. Ветер уносит реплики актеров, все непредсказуемо. На наших глазах рассыпались спектакли на летних площадках Авиньонского фестиваля, если они не были рассчитаны на пленэр. «Войну и мир» впервые сыграют в открытом пространстве на территории усадьбы Льва Толстого, где он его и написал. На специально построенную сцену выйдут Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Евгений Князев, Ирина Купченко, Людмила Максакова и их коллеги.
Кирилл Крок рассказал, как готовился этот проект, и какое участие принимал в нем Римас Туминас.
- Представьте себе, что в чистом поле строится сцена, повторяющая по размерам сцену нашего театра в Москве. Когда Владимир Толстой, посмотрев спектакль, предложил нам поучаствовать в этой хорошей, но все-таки, афере, мы не думая, согласились. Не обсуждали технические параметры, то, как можно построить в поле сцену, оснастить ее звуком и светом. Причем, это же не концертный вариант, не просто исполнение на открытом воздухе. Нет! Мы делаем абсолютный повтор всего технического оснащения московской сцены, все необходимое для того, чтобы спектакль прошел в Ясной Поляне ровно так же, как он идет на Арбате. Для нас это очень важный опыт, и мы очень рады, что закрытие театрального сезона легендарным спектаклем Римаса Туминаса состоится на родине Льва Николаевича, где им был написан великий роман. У нас в спектакле два полноценных состава, нет первого и второго. Когда мы обсуждали, кто же поедет в Ясную Поляну, то исходили из того, что это конец сезона, все устали и хотят в отпуск. Я говорил: «Римас Владимирович, давайте, определим один состав». Он тогда иронично, с литовским акцентом сказал: «Тем, кто не поедет, так повезет. Они раньше уйдут в отпуск. Приедут из Красноярска, и сразу в отпуск. А те, кому не повезет, поедут еще и в Ясную Поляну».
В общем, решили, что едет один состав. Как только мы об этом объявили и отправили фестивалю списки участников, дверь в мой кабинет не закрывалась, поток смс-сообщений не прекращался. Все артисты, занятые в спектакле, а это 24 человека только в одном составе, начали спрашивать: «За что вы меня наказываете? Почему вы решили, что я не должен (не должна) поехать в Ясную Поляну и соприкоснуться с той землей, с тем местом, где был написан роман? Разве я плохо что-то в спектакле делаю? Почему такое несправедливое решение?»
Мне так стыдно перед фестивалем! Мы же два или три раза добавляли в список новых актеров, тех, кто туда поедет. Мои администраторы говорили: «Что о нас там подумают? Что-то очень плохое». Это связано с желанием, несмотря на отпуск и усталость, побывать в Ясной Поляне. Мы будем адаптировать спектакль к открытому воздуху. Я думаю, что по прямой связи подключится автор спектакля Римас Туминас и поможет нам сыграть спектакль на высоком художественном уровне.
Читайте также: Владимир Толстой снимет 60-серийный сериал про Льва Толстого