Официальная версия поп-культуры вновь отслоилась от реальной, она существует, кажется, только в эфирах официальных госпраздников под холодец и оливье, а услышать, что же на самом деле волнует уши современных меломанов, всегда чрезвычайно любопытно. Конечно же, многих пришедших в минувшие выходные на Васильевский остров в первую очередь интересовали хедлайнеры. В первый день фестиваля это были Жанна Агузарова, The Hаtters, которых в народе прозвали «цыганами-шляпниками», IOWA, Shortparis, а во второй день публику ввели в культурный шок легендарные АВИА, Найк Борзов и Леонид Агутин. Всего зрители услышали 36 артистов. Масштаб впечатляющий, с погодой повезло, дождя не было, а приятный бриз дарил легкую прохладу тем, кто особенно активно танцевал.
Правда, не всем из заявленных артистов удалось принять участие в празднике. Певица Манижа резонансно выбыла из лайнапа буквально за несколько дней до фестиваля. Главная Russian Woman «Евровидения» сообщила в соцсетях о том, что ее «сняли» с выступления, организаторы пояснили прессе, что решение было «обоюдным», а выступление «отменяется по независящим от нас причинам». Под угрозой оказался и сет Леонида Агутина, у которого вдруг обнаружили «непатриотичность», но артисту, начинавшему еще «Босоногим мальчиком», а ныне уже убеленному сединами титулованному поп-мэтру, не без надрыва удалось отстоять себя в соцсетях, и его выступление все же состоялось. Остальных участников ивента дамоклов меч «идейной чистоты», занесенный бдительной дланью Марии Шукшиной и ее ретивых помощников, пока не настиг, поэтому все спешили веселиться, будто в последний раз…
Главной сенсацией первого дня стала, разумеется, Жанна Агузарова — иначе и быть не могло. «Марсианка» заявилась в плаще с рисунком-глобусом, породившим ассоциации со словом «мир», что можно было трактовать как символ «всемирного достояния», которым Жанна давно стала для многих. Зрители были в восторге, они не видели ее семь лет, рок-дива уже давно не радует публику частыми выступлениями, что, видимо, тоже часть загадочно-космического имиджа. Накануне она дала концерт в Москве, тоже долгожданный, и благополучно добралась до Северной столицы.
Вскоре под выразительным плащом обнаружился космический наряд совершенно в духе Агузаровой, с огромным серебристым воротником-колье, закрывающим шею. Жанна и ее музыканты радовали в основном новыми трактовками известных всем хитов — «Мне хорошо рядом с тобой», «Черный кот», «Калифорния», «Марина», «Королева Сансета». Но прозвучало и несколько свежих песен, что удивило толпу, привыкшую к ретро-репертуару. Артистка была немногословна и на прощание лишь пожелала всем счастья. Публика, конечно, приняла эти пожелания с восторгом.
Другой хедлайнер — группа The Hatters — утром вернулась в Петербург из гастрольного тура. Толком не выспавшись, музыканты отправились на концертную площадку. Судя по внешнему виду фронтмена Юрия Музыченко, все время тура он не стригся и стал практически неузнаваемым с длинным хаером, развевающимся на ветру, но зато обрел канонический облик рок-звезды 70-х. Хотя пипл помоложе, кто не помнит 70-х, вспоминали больше Рапунцель. По словам артиста, превозмочь усталость и страшное желание спать им помогла любовь к родному Санкт-Петербургу, который больше чем что-либо вдохновляет к творчеству. С нескрываемым удовольствием Юрий прослушал выступление Агузаровой и позже признался журналистам, что они с супругой большие поклонники ее творчества, похвально продемонстрировав абсолютную законность смены рок-н-ролльных поколений и преемственность традиций. В этот вечер The Hatters устроили классический роковый фейерверк со слэмами, плясками у сцены и хоровым исполнением с публикой главных хитов.
Громкую кульминацию первого дня подхватили и продолжили, пожалуй, самые необычные артисты альтернативной сцены — Shortparis. Авангардное выступление питерских художников ввергло еле выжившую после предыдущих артистов публику в мистический транс. Шаманские пляски на сцене солиста Николая Комягина с выкриками под абсолютно художественный неформатный и многослойный музыкальный дождь вызывали ассоциации с «Аукцыоном» и старым, еще шумовским, «Центром» одновременно.
Илья Бортнюк, организатор фестиваля, уделил несколько минут общению с «ЗД»:
— Были ли какие-то неожиданности, связанные с исполнителями? Например, солист группы «Видеокассеты…» накануне оказался в больнице и в итоге не смог приехать на фестиваль…
— Подобные вещи и раньше происходили. В прошлом году у нас три группы чуть ли не в последний день заболели ковидом. Кого-то поменяли, кого-то нет. В этом году в группе «Видеокассеты твоих родителей» спел басист, и нормально все. Dead Blond пришлось перенести на другой день...
— Без каких групп вы не представляли фестиваль? Были ли неожиданности и открытия для вас?
— Из новых групп мне было интересно, как выступит «Нееет, ты что», которая мне очень понравилась в записи, и на самом деле у них был классный концерт. Очень понравилось выступление Стереополины, и сейчас хочу пойти посмотреть Harajiev Smokes Virginia. А без кого не представлял? Конечно, хедлайнеры для меня важнее. Было крутое выступление Shortparis, и очень здорово, на мой взгляд, выступила Жанна Агузарова. Практически никаких разочарований, а очарования были.
— Есть ли риск объединения в одном лайнапе ультрамодных The Hatters и своего рода «ретро» в лице Агузаровой и Агутина?
— Все эти артисты есть у меня в плейлисте, как и у многих, полагаю. Фестивалю 21 год, и у нас всегда звучала музыка разных стилей и поколений, и именно на таком контрасте часто рождается удивительная творческая синергия и особенная атмосфера…
В это время за кулисами молодой исполнитель Sqwoz Bab (читается как «Сквозь баб») жаловался, что специально под массовое мероприятие пришлось переделывать тексты песен, которые у него сплошь нецензурные и очень неприличные, как можно догадаться даже по псевдониму. В процессе самоцензурирования исполнитель понял, что за вычетом матерных слов от его песен почти ничего не остается и ему придется кидаться со сцены обрывками фраз, благо музыку цензурировать пока не приходится, так что поклонники узнают его творения и без слов. При этом Марат «Сквозь баб» уверяет, что его слушатели — весьма интеллектуальная и очень воспитанная, тактичная публика.
«Антивокальный» инструментальный ансамбль «АВИА», еще одни «городские легенды» Петербурга, тоже тщательно готовился к выступлению. Но не по причине вымарывания каких-либо строчек. Актеру Антону Адасинскому, который занимается пластическими постановками в группе, важно, чтобы выступления проходили идеально с визуальной точки зрения — группа настроена на «шоу мирового класса», и для импровизации в таком концепте места нет. На участие в группе еще в 80-е годы его вдохновила поэзия вокалиста Николая Гусева. Как и прежде, в выступлении «АВИА» присутствовали буффонада, пантомима, ритм-балет и музыка разнообразнейших жанров.
Найк Борзов — один из тех музыкантов, которые исполняют много старых песен. Относительно этого он поделился соображением, что с годами, чем больше поешь свои старые песни, тем больше понимаешь, что именно хотел сказать тогда, когда их писал. Публика, видимо, тоже открывала для себя новые смыслы старого и гостеприимно приняла выступление культового музыканта.
Остроактуальные исполнители сегодняшнего момента органично соседствовали с классикам поп- и рок-сцены. Агутина хотели услышать даже совсем юные девы, в ожидании его концерта они распевали наизусть не только старую романтическую балладу «На сиреневой луне», но и Y Quién Eres Tú? на испанском. Во время выступления на сцену вышел Николай Агутин, 87-летний отец Леонида, чего, конечно, совсем невозможно было ожидать. Никаких особенных заявлений они не делали, в конце музыкант пожелал собравшимся мира.