Но обо всем по порядку. Начнем с младших. Тут безоговорочная и безальтернативная победа у выдающегося второкурсника Московской академии хореографии Макара Михалкина – интервью с тогда ещё только предполагаемым победителем «МК» опубликовал в отчете о II туре. Ему семнадцать, восемнадцать исполнится в сентябре. Танец у Макара наполнен юношеским обаянием, удлиненные линии ног добавляют ему эстетическую красоту, а изящность и точность исполнения - очарование.
Макар, очень волнуется, в ожидании результатов. За окном ночь, а оглашения итогов всё нет и нет… Жюри два часа мариновало будущих победителей неизвестностью. Это ещё не награждение, которое в этот раз состоится почему-то не на сцене Большого театра, а в Бетховенском зале, на следующий день…
Прямо на полу, на ковровых дорожках Большого императорского фойе Исторического здания театра (раньше его называли Белым фойе), невдалеке от белого рояля и Царской ложи, разлеглись в томительном ожидании ученики вагановской академии. Лука Добош, новый ученик и.о. ректора Вагановской академии, с которым и.о. общается, как говорят, исключительно по-французски, потому что мальчик ещё не выучился русскому, расположился на подоконнике. Ведущий прямой трансляции Геннадий Янин уже обо всем, кажется, рассказал, и не зная, чем ещё развлечь нервничающую публику, начинает крутить фуэте.
А я рассказываю Макару, чтоб как-то отвлечь его от переживаний, почему музыка в вариации «Лебединого озера» Григоровича, которую он блестяще станцевал в III туре, другая, чем в традиционной мариинской версии Сергеева. Макар слушает рассеянно: все его мысли в итогах конкурса - каковы они будут.?Время почти 2 часа ночи, но вот секретарь жюри, наконец, поднимается по мраморной лестнице и оглашает результаты…
Итак, золото у Макара Михалкина. Хотя на III туре в вариации из «Дон Кихота» он всё же допустил небольшую ошибку и споткнулся. Румын Лука Томош и англичанин Тайга Кодама-Помфрет оттеснены на второе место. Они очень перспективные, но Макару объективно уступали. Тут всё по-честному. Хорошо выступал на конкурсе и Иван Одинцов из Якутии. С мальчиком из Южной Кореи Чхон Чжоном он поделил третье место.
Победительница среди девушек в младшей группе – Мария Кошкарева. Это она виновница столь длительного ожидания. Говорят, её упорно тянули на Гран-при (оттого так задержалось объявление результатов). Тянули, тянули, да не вытянули… Большинство из членов жюри высказалось против.
Она из Вагановской академии, и правда прелестна. На III туре Мария блестяще выступила в вариации Царицы вод из балета «Конёк-Горбунок» и её уже пригласили в Мариинский театр стажером. Хотя о Гран-при конечно не могло идти и речи. Серебряные и бронзовые лауреатки по младшей группе тоже из «Вагановки» - Ярославна Куприна и Камила Султангареева.
По дуэтам в младшей группе золота не дали никому, хотя тут как раз имелась уникальная и очень музыкальная девочка из Перми - Валерия Кузнецова, в итоге получившая серебро, хотя золото она вполне заслужила. Но в жюри нет пермских представителей (на II туре из-за этого возник скандал: засудили двух премьеров пермского балета), поэтому сокурсница Валерии Кузнецовой - Дарья Чугунова только на третьем месте. Её не участвовавший в конкурсе партнер Лев Копылов заслуженно получил премию за партнёрство. Другая премия за партнёрство у Олега Мангадаева, танцевавшего с Валерией Кузнецовой.
У старших в дуэтах диспозиция на III туре неожиданно поменялась. Тут на протяжении всего конкурса лидировали две пары: Мария Ильюшкина и Никита Корнеев из Мариинского театра, и Лири Вакабаяси (Япония) и Кубаныч Шамакеев (Казахстан) из Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. В противоположность мариинским танцовщикам, берущим изысканностью и отточенностью деталей, у них броская и эффектная манера танца. Кубаныч Шамакеев демонстрирует завораживающую красоту поз, бесшумность виртуозного прыжка. Лири Вакабаяси – с ним на контрасте, грацию и беззащитность.
У Никиты Корнеева есть что-то общее в облике и манере танца с легендарным танцовщиком Юрием Соловьевым. Но его история для танцовщика прославленной Мариинской труппы не очень типична. Ему двадцать пять, он родился в Москве, но окончил отнюдь не Московскую или Вагановскую академию, а знаменитую школу Джона Крэнко в Штутгарте. Однако делать карьеру на Западе не стал. Вернулся на родину. Ещё «второй солист» в официальном табеле о рангах Мариинского театра, он уже перетанцевал почти весь премьерский классический репертуар. Правда в балетах Григоровича ещё не танцевал сольные партии. Вместе с Марией Ильюшкиной он дебютировал в адажио из его балета «Легенда о любви» как раз на третьем заключительном туре конкурса. Григорович его и подвел. В «Легенде о любви» он только со второго раза смог выполнить знаменитую гимнастическую поддержку из третьего акта этого балета, когда партнершу, которая держится за пояс партнера, тот поднимает вниз головой и она раскрывает ноги в эффектнейшем воздушном шпагате. Поддержка действительно суперсложная, и от случайностей тут никто не застрахован. Она и стоила танцовщику серебряной медали, на которую он объективно претендовал.
В результате Никита Корнеев оказался бронзовым призером, поделив это место с Кубанычем Шамакеевым, который переволновался и танцевал значительно ниже своих возможностей (видел его не на одном конкурсе). И ему, и его партнерше Лири Вакабаяси, тоже получившей бронзовую медаль, помешала масштабность сцены Большого театра. Привыкшие танцевать на маленькой челябинской сцене, они просто не сумели охватить масштаб легендарных подмостков.
Что же касается Никиты Корнеева, солист Мариинского театра не только виртуозно танцует, особенно хорошо показывая мелкую технику (что продемонстрировало его выступление на первом туре в «Большом классическом па» Обера-Гзовского). Он мыслящий артист. Несколько больше претензий к танцу восходящей звезды Мариинского театра Марии Ильюшкиной. Её исполнение эффектно, в нем чувствуется стиль, но детскость облика и некоторая искусственность манеры, мешают им наслаждаться. Зато в «Раймонде», да ещё на Исторической сцене, и она, и её партнер были бесподобны. Искусственность и детскость куда-то пропали, на место им пришла царственность и широта танца. Первое место досталось ей по праву.
Совершенно неожиданно на первое место у мужчин в дуэтах вышел Вагнер де Карвалхо из Бразилии. Премьер казанской труппы, окончивший бразильскую школу Большого театра в Жоинвилле, вместе со своей партнершей-бразильянкой Амадой Гомес настолько органично показали на III туре адажио Спартака и Фригии из 3 акта балета Григоровича, что, попутав всем карты, завоевали в итоге призовые места. Он получил золото, она серебро, разделив его с необыкновенно техничной танцовщицей из Красноярска Еленой Свинко, тоже произведшей со своим партнером Марчелло Пелиццони в па-де-де из нового стилизованного под старину балета Сергея Боброва «Катарина, или дочь разбойника» сенсацию.
Как и предсказывал «МК» у женщин в соло лидировали имеющая собственную неповторимую индивидуальность Анастасия Смирнова из Михайловского театра, и красавица-казашка Малика Ельчибаева, поделившие в итоге серебро. Золото в старшей женской группе опять же присуждать не стали.
А вот у мужчин в соло за золото развернулась самая что ни на есть бескопромиссная борьба. В результате золото досталось танцовщику из Большого театра Дмитрию Смилевски. Жаль, что по правилам конкурса его нельзя разделить (ибо золото не делится) с Дмитрием Выскубенко из Мюнхена, который ни в чем Смилевски не уступал, но не выбрав в своё время Большой театр, куда его приглашали работать, оказался уязвим, и переместился на второе место. Работай в жюри Игорь Зеленский, расстановка сил могла бы оказаться на конкурсе совершенно иной.
Но всё же и Дмитрий Смилевски на конкурсе был блестящ. В партии Зигфрида он точно делал двойные ассамбле, а в вариации Люсьена из балета «Пахита» великолепно исполнил серию заносок, которые получаются у него образцово- показательно. Хоть в качестве эталона в видео-пособие по хореографии вставляй. Для демонстрации своих достижений в этой области он выбрал не совсем привычную для русского зрителя хореографию Натальи Макаровой, которую в своё время исполнял известнейший американский танцовщик-виртуоз Фернандо Бухонес.
Нынешний золотой лауреат московского конкурса – потомственный танцовщик: его родители премьер и прима-балерина Московского Музыкального театра народные артисты России Георги Смилевски и Наталья Крапивина, а бабушка и дедушка– Галина и Михаил Крапивины – вообще танцовщики супер популярные. Михаил Крапивин даже играл роль «Бога танца» Вацлава Нижинского в известнейшем фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова» (1983) и был золотым лауреатом III московского международного конкурса. Так что дух победителя перешел от деда к внуку по наследству. Но родственников своих Дмитрий попросил на конкурс не приходить, ему бы они только мешали. Так что следили за соревнованиями домочадцы по интернету. Дмитрий Смилевски закончил московское училище три года назад и теперь танцует в Большом…
- Тебя разрывают эмоции? – спрашиваю я Дмитрия минут через десять, когда он приходит в себя узнав о победе.
- Просто нереально. Я даже слов подобрать не могу – настолько удивлен. Очень сложно описать словами свои эмоции. Это огромный жизненный опыт для меня! Эмоции, которые испытываешь перед каждым выходом на сцену, здесь удесятеряются, наверное. Весь этот конкурс, всё вот это волнение - не привычно очень. Три года работаю в театре, уже отвык от такого. Сейчас резкий наплыв эмоций…
- А ты не был готов к этому? Всё-таки Большой театр, понятно, что что-то должны дать…
- Это было самое страшное, потому что получилось, что я вообще единственный участник от Большого театра на конкурсе…
- И было страшно, наверное, это золото просто не получить?..
- Да, именно! Было страшно не получить! Может я сам себя накручивал!
- Ваш художественный руководитель Махар Вазиев, он же ждет только золота…
- Возможно. Но я просто хотел даже не то что, не опозорить театр, а просто показаться достойно! И не то чтобы удивить кого-то. Но постараться порадовать зрителя танцем.
- Почему ты выбрал для III тура хореографию Макаровой, которую в программке почему-то называют хореографией Лавровского?
- Это больше было, наверное, предложение Махара Хасановича, потому что он был знаком с этой редакцией. Он предложил. Ну а мне очень понравилась эта вариация. Решили попробовать, и вот, как-то так сложилось… Потому что в целом, вообще вариации, которые я исполнял, из них я танцевал в театре только «Сильфиду». Остальные все вариации были для меня новые. И только на конкурсе, получается, я их показывал.
- То есть Махар Хасанович принимал участие в репетиционном процессе. Значит, это и его медаль тоже…
- Абсолютно! Наверное, процентов на восемьдесят. Хотя не будем обижать и моего педагога замечательного – Андрея Болотина. Их победа - процентов восемьдесят. Андрей – феноменальный тоже человек. Через что он прошел ради меня и этого конкурса! Я преклоняюсь перед его талантом! Замечательный педагог! Желаю ему тоже всего наилучшего…
- Ты не плакал, когда узнал о победе?
- Почти. Пытался сдерживать себя!