В книгах завелись насекомые: восстановленный после пожара ИНИОН раскрыл тайны

Репортер «МК» первым побывал в уникальном музее

Крупнейший в России центр – Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН), здание которого, расположенное метро «Профсоюзная», сгорело  в январе 2015 года, готовится в сентябре переехать в новое здание. Его построили на том же самом месте, где находилось старое, в том же стиле – советского модернизма. Новостройка выглядит торжественно, говорят, и дополнительной площадью приросло, только вот в эксплуатацию до сих пор не сдано. Корреспондент «МК» побывал внутри будущего храма науки и первым из журналистов посетил одно из готовых для приема посетителей помещений – уникальный для России Музей становления общественных наук.

Репортер «МК» первым побывал в уникальном музее
Новое здание ИНИОНа

Институт

Провести меня по этажам нового ИНИОНа любезно согласился его директор, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов.

Надо сразу отметить, что в новом здании появился дополнительный этаж — так поделено пространство. Таким образом, если раньше холл и читальные залы фундаментальной библиотеки находились на третьем этаже, теперь он стал четвертым. Также появилось два подземных хранилища. 

Большой читальный зал поделен на восемь тематических зон: для литературы на славянских и восточных языках, зал периодики, зал справочной литературы и другие.

 Все они разделены между собой стеклянными дверями, уже укомплектованы мебелью, но столы пока пустуют.

– Ждем, когда нам подвезут и установят компьютеры, 700 штук, – поясняет Алексей Владимирович. – Они будут нужны посетителям и работникам ИНИОНа.

К слову, здание одновременно сможет вмещать до тысячи посетителей и около 500 сотрудников. Для работников подготовлены отдельные кабинеты.

Мы не раз писали о том, что в институте после новоселья должна появиться своя большая сублимационная камера для восстановления поврежденных после пожара книг. Так вот ее, как выяснилось, специалистам придется ждать до декабря, она «приедет» из Англии.

Новое здание ИНИОНа

 – Благодаря совместным усилиям Минобрнауки, Публично-правовой компании «Единый заказчик» и ИНИОН РАН удалось заключить контракт на поставку профессионального оборудования, а не сублимационной камеры для... сушки фруктов и грибов, – поясняет Кузнецов. – Для книг требуется специальное оборудование, с компьютерным процессором, контролирующим температуру и влажность на разных уровнях камеры. 

 До сих пор более двух миллионов спасенных после пожара книг, журналов и газет хранятся в двух огромных морозильниках Росрезерва в Котельниках.   

Несмотря на то, что пока по официальным данным, считается, что пожар «съел» 20 процентов книжного фонда, истинные потери еще предстоит подсчитать. По мнению Кузнецова, пожар унес не менее трети библиотечного фонда института. Больше всего жалко собрание публикаций Лиги Наций, уникальные издания 18-19 веков, а также серии библиографических справочников. Все это либо сгорело, либо было уничтожено в первые недели после пожара, пока лежало под открытым небом, поскольку с эвакуационными мероприятиями вышла проволочка. 

Хорошо еще, что большую часть просто влажных книг и журналов – 700 тысяч единиц – наши сотрудники восстановили собственными силами, очищая их от золы, пересушивая в выделенных нам складских помещениях обычными вентиляторами, – добавляет директор института. – Среди восстановленных – многотомники Харьковского и Новориссийского императорских университетов, подписка трудового листка немецких коммунистов-анархистов догитлеровской эпохи, интересные для специалистов довольно редкие научные издания середины XX века.

В идеале даже для обычных книг (не говоря про поврежденные при пожаре) в каждой уважающей себя библиотеке должно быть профессиональное библиотечное оборудование для обеспыливания и обеззараживания. От пыли фолианты избавляют в специальных камерах, где она вытягивается из страниц магнитным полем, а борьба с возможным грибком происходит при помощи УФ-ламп и специализированной химии. Но такого в ИНИОН тоже пока не завезли. При этом в холодильниках остались уже только те типы изданий (на сортировку ушло три года), которые без профессионального оборудования не восстановить.

Библиотека

– Как-то мы провели эксперимент, – говорит Алексей Владимирович, – попытались несколько книг из заморозки соответствующих категорий (для которых у нас были дублеты) «реанимировать» без сублимационной камеры. И что вы думаете, мы увидели в них живность! В некоторых книгах, несмотря на температуру -25 градусов,  между страниц жизнь бьет ключом!

 Оказалось, кроме грибка, микробов, в книгах могут заводиться особые насекомые, которые в прямом смысле грызут «гранит знаний». 

Итак, каков итог спасения библиотеки ИНИОН после пожара? Несмотря на все потери, библиотеке удалось по объему фондов остаться в конце первой сотни библиотек мира. До пожара были на 23-м месте...

– Если бы вовремя и по всем правилам начали реанимировать книги, то могли бы уже к 2030 году констатировать, что восстановление фонда завершено, – подводит итог Кузнецов. – Теперь из-за различного рода проволочек придется ждать лет на 5-6 дольше. Надо отметить, что первые годы у власти не было консенсуса по поводу того, надо ли вообще восстанавливать здание с библиотекой, мы еле смогли доказать, что те два миллиона книг из морозильника являются книгами, а не слипшейся грязной массой!

Уютные диваны в холле ждут посетителей

Музей

Сейчас большая часть треволнений позади, – инионовцы рады возвращению в родные пенаты. Пока ждут компьютеры, библиотечное оборудование, без дела не сидят. К примеру, практически сдали под ключ первое помещение, в которое хоть сейчас заводи посетителей, – Музей становления общественных наук. Коллегам с большим удовольствием помогали сотрудники из профильных институтов. 

– СМИ здесь еще не бывали, – вы первая, – говорит Алексей Владимирович и тут же знакомит с первым залом, который должен показать обывателю, что социо-гуманитарные науки вносят действительно большой вклад в нашу практическую жизнь. Порой они бывают даже более важны для жизни, чем физика с математикой.

Вот, например, стенд о языкознании знакомит нас с интересными фактами. Оказывается, в ХХ веке получило свой алфавит огромное количество языков, появилась компьютерная морфология, которая позволяет поисковикам осуществлять поиск в интернете, судебно-лингвистическая экспертиза.

Стенд, посвященный антропологии, знакомит с методом реконструкции лица по черепу, изобретенный в середине ХХ века советским ученым Михаилом Герасимовым. Благодаря ему сегодня известно, как выглядел Иван Грозный, Тамерлан. Этим методом специалисты восстанавливают внешность воинов Великой Отечественной войны по найденным останкам.

Подходим с Кузнецовым к «Колесу времени». Это интерактивный макет разных эпох. Тыкаешь пальцем на нужный временной период, а на стене проявляются объемные артефакты, связанные с той эпохой: мыслители античности, христианская церковь...

Директор института Алексей Кузнецов запускает «Колесо времени»

В другом зале посетитель может познакомиться с тремя дюжинами известных библиотек мира, метки которых разбросаны на большом интерактивном глобусе.

Тут же старинные книги – по первой международной конференции в Гааге с автографом Николаю II, первое издание XVIII века «Земли Камчатки» географа Степана Крашенинникова, китайская книга из коллекции академика Алексеева.

После музея Кузнецов показал мне лекционный зал-трансформер (пространство там может делиться на разные зоны при помощи раздвижных стен), зал редкой книги... Дошли до помещений, где будут работать сотрудники ИНИОНа. И это зрелище немного сбило приятное настроение от читальных и лекционных залов. Я не очень высокого роста, но доставала в коридорах до потолка рукой. Похоже, какому-нибудь двухметровому сотруднику придется ходить здесь, почти цепляясь головой за потолок. Когда вошли в один из рабочих кабинетов, я с ужасом представила, как здесь будут работать с какими-нибудь старинными книгами!? Ведь окна выходят прямо на улицу, где носится с мячом ребятня. 

– К сожалению, у нас не получилось пока наладить конструктивный диалог с фирмой, которая отвечает за стройку и оборудование помещений, – говорит Алексей Кузнецов. – Причем даже в таких, казалось бы, мелочах, как дооборудование здания самым необходимым: настольными лампами читательских мест, жалюзи на окнах, выходящих на солнечную сторону. На улице нет даже шлагбаума на въезде в институт, и мы опасаемся, как бы наша территория не превратилась со временем в бесплатную перехватывающую парковку.

 На выходе в глаза бросился знаменитый бассейн ИНИОНа, а точнее, озелененная терраса, в которую его превратили строители. Но при всем желании попасть  на эту  террасу практически невозможно, потому что туда ни с одной из сторон нет... ступеней. Есть только их гигантское подобие по периметру, наверное, рассчитанное на людей-великанов. 

До сентября еще есть время устранить все недоделки Ведь ученые ИНИОНа, которые семь лет скитались по чужим углам в ожидании переезда, должны въехать в новое здание и сразу начать исследовательскую и библиотечную деятельность, а не доделывать за строителями их работу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28803 от 15 июня 2022

Заголовок в газете: Как книга из пепла

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру