Пропуская участников через сито II тура, как всегда, исходили из количества наград: на самый важный III тур, где эти награды, собственно, и распределят, по старшей и младшей группе в совокупности возможно было пропустить лишь чуть больше 40 человек. В результате к заключительному туру из допущенных в начале конкурса 105 человек в младшей группе осталось лишь 16 конкурсантов из 5 стран мира, а в старшей 27 артистов из 9 стран.
События тут разворачиваются весьма драматичные, страсти бушуют не детские. Если отсев после первого тура был умеренный, то перед третьим в Большом произошла настоящая «зачистка».
В женской сольной группе всё более или менее ясно. Здесь пальма первенства (если её, конечно, не перехватят) пока у Анастасии Смирновой из Михайловского театра, интересной и весьма своеобразной танцовщицы. Хороша и Малика Ельчибаева из Казахстана, эффектная, техничная и женственная.
Но самая же жесткая конкуренция в мужской группе: она в этом году очень сильная, тут и разворачивались основные страсти. Главный скандал произошел на следующее утро после оглашения результатов II тура: не прошедший в заключительный тур Георгий Еналдиев, необыкновенно яркий и темпераментный танцовщик, премьер Пермского театра оперы и балета, месяц назад получивший золотую медаль на конкурсе имени Екатерины Максимовой «Арабеск», взорвал интернет. После объявления результатов он в знак протеста обрил свою шевелюру налысо и выложил фото в соцсети.
Отсев в данном случае и правда кажется несправедливым. Еналдиев - один из самых популярных пермских артистов, не раз получавший на различных конкурсах помимо основных и «приз зрительских симпатий». Свою танцевальную карьеру он начинал в народном осетинском ансамбле, и помимо различных трюков, которыми он любит оснащать своё исполнение, его главная фишка - захватывающая дух стихия народно-характерного танца.
На конкурсе Георгий покорил зрительный зал в вариации Армена из балета «Гаяне», представ настоящим джигитом, горным орлом, летящим над сценой. Причем прекрасно показался пермский танцовщик не только в классических вариациях, подобранных к конкурсу очень грамотно, скрывая недостатки фактуры и высвечивая достоинства, но и в современном номере «Попутчик» (хореография Алексея Расторгуева), с которым завоевал как исполнитель на «Арабеске» вторую премию в конкурсе современной хореографии.
К сожалению, выбыл из конкурса и коллега Еналдиева по Пермскому театру, не менее интересный танцовщик Кирилл Макурин, тоже премьер театра и тоже неоднократный золотой лауреат международных конкурсов, уже с I тура ставший одним из основных претендентов на победу ХIV Международного конкурса. В I туре он, правда, упал, исполняя вращения в вариации Базиля из балета «Дон Кихот», а во втором споткнулся в вариации Актеона (видимо, за это у него и сняли баллы), но всё же танцевал он виртуозно. А вот номер Алексея Расторгуева «Vis-a-vis», который они с Георгием Еналдиевым вместе исполнили под финал II тура, оказался на конкурсе едва ли не лучшим.
Получив в 2 часа ночи известие о том, что Кирилл Макурин и Егор Еналдиев выбыли из конкурса, я подумал, что меня разыгрывают. Нелепица подтвердилась, когда на сайт конкурса вывесили официальные результаты.
А вот отлично станцевавший на II туре вариацию Раба из балета «Корсар» танцовщик из Казахстана Богдан Вербовой, вытащивший на жеребьевке № 13, на III тур прошел.
- Как вам танцуется под тринадцатым номером? – спрашиваю я его.
- Хорошо. Мне нравится. Я, собственно, и хотел под тринадцатым номером танцевать.
- Почему? Счастливое число для вас?
- Нет, просто хотел попробовать.
С большим отрывом в мужской группе продолжают лидировать Дмитрий Выскубенко из Мюнхена и Дмитрий Смилевски, представляющий Большой театр. На II туре Смилевски показал свою коронную партию - Джеймса из «Сильфиды» Бурнонвиля, продемонстрировав блестящие заноски и другую мелкую технику. Дмитрий Выскубенко выказывал благородную манеру танца в вариации принца Зигфрида из балета «Лебединое озеро». Но главный успех ждал его впереди.
Обязательный для этого тура современный номер поставил для него его отец Юрий Выскубенко. Назывался он «Грёзы Икара», и в нем с помощью стробоскопа танцовщик взлетает в воздух и парит над сценой. Ежесекундно зал погружался то в черноту, то стробоскоп, вспыхивая светом, высвечивал положение красивого тела танцовщика в воздухе и создавал иллюзию полета. А потом луч заканчивался летящей вниз «дорожкой» из перьев, показывая гибель героя. Эффект со стробоскопом использовался в хореографии и раньше, но в данном случае перед нами были не только и не столько спецэффекты. В номере с помощью хореографии, прекрасно показывающей танцевальные достижения танцовщика, рассказывалась древнегреческая легенда об Икаре и возникало драматургическое напряжение, оставляющее после себя долгое послевкусие…
В номинации «дуэтный танец» самым вероятным претендентом на победу является пара из Мариинского театра - Мария Ильюшкина и Никита Корнеев. Но на «пятки» петербуржцам наступают их ближайшие конкуренты – пара из Челябинского театра: прелестная японка Лири Вакабаяси и танцовщик из Казахстана Кубаныч Шамакеев. Они неоднократные золотые лауреаты многих международных конкурсов.
- Вы уже в третьем туре, как ощущения? – спрашиваю я Никиту Корнеева.
- Радуемся, конечно, что прошли на последний тур. Но это ещё не остановка. Надо ещё будет показывать себя с лучшей стороны. Показать более качественные результаты, чем до этого!
- Ты спокоен? Или какая-то нервозность, которая всегда присутствует в атмосфере любого конкурса, тебе передается?
- Мы с моей партнёршей Марией Ильюшкиной привезли в том числе и репертуар, который ещё не танцевали дома. Поэтому, конечно же, несмотря на то, что мы номера обкатывали на разных сценах, это чуть более волнительно. Но по большей части я бы сказал, что у меня немного другой настрой. То есть я приехал не соревноваться с другими артистами. К конкурсу я больше отношусь не как к соревнованию, а как к гала-концерту. Моя цель - это хорошо выступить.
- О чем мечтаешь дальше, после конкурса?
- Не застревать профессионально. Продолжать двигаться вперёд. Раскрывать себя и свой творческий потенциал по максимуму.
Из пар назовём также Камиллу Исмагилову из Астрахани и её виртуозного партнера Субедей Дангыта, а кроме того, Елену Свико и обаятельного красавца итальянца Марчелло Пелиццони из Красноярска.
По младшей группе две фаворитки – Енчжу Чжон из Кореи и чудесная девочка из Перми, последнее открытие конкурса «Арабеск», безмерно одаренная Валерия Кузнецова.
Хороша и другая пермячка, её сокурсница по пермскому училищу Дарья Чугунова. Они выступают в дуэтах. К сожалению, ни у Пермского театра, ни у Пермского училища нет представителей в жюри, что нам и показал скандал с пермскими премьерами. Поэтому ставки делать надо на Вагановскую академию: ее энергичный и.о. ректора Николай Цискаридзе как раз в жюри. Надо сказать, что ученики Вагановской академии перешли на III тур: там есть сильные ученики – например Мария Кошкарева. А из юношей хороши иностранцы, правда, учиться там начавшие только с этого учебного года – эффектный румын Лука Добош и англичанин Тайга Кодама-Помфрет.
Девочки из Московской академии из конкурса выбыли, и представлять её в заключительном туре будет один Макар Михалкин, который уже стал прошедшей осенью золотым лауреатом последнего Международного конкурса в Сочи «Молодой балет мира». Ждут от него хороших результатов и на московском конкурсе. Несмотря на недавнюю травму, как показали два прошедших тура, он находится в отличной форме и является главным претендентом на награду в младшей группе.
Его Альберт в «Жизели» вышел очень вдохновенным. Хорошо смотрелся Макар и в вариации Люсьена из балета «Пахита». Но особенно красиво и органично - в вариации Раба из балета «Корсар» на II туре. Вариацию Макар оттанцевал чисто, эффектно, на большой амплитуде. Хотя своими выступлением он, как всегда, недоволен. Конкуренты у него на конкурсе есть, и все они из Вагановской академии. Макар - студент II курса Московской академии хореографии по классу Михаила Шаркова и только что удачно выступил на Исторической сцене Большого театра, как раз в партии Люсьена в Большом классическом па из «Пахиты» на выпускном концерте академии. Так что танцевать теперь ему на Исторической сцене, где пройдет III тур, будет легче.
- А ты до концерта академии никогда на Исторической сцене не выступал? – спрашиваю я Макара.
- Сольно - нет. Это было первое моё выступление, поэтому перед адажио, где у меня сольный выход, прямо мандраж был.
- У тебя это второй после Сочи значимый конкурс?
- Еще я получил недавно золото на конкурсе «Русский балет». К сожалению, он был в этот раз в формате онлайн из-за ковида. Очень обидно было выступать не для публики. Всё-таки она придает твоему выступлению уверенности.
- Как ты готовился к конкурсу? Конкурс – соревнование характеров. Ты сейчас рассказывал, как волновался перед выступлением в Большом, а тут же еще прибавляется, что для тебя этот конкурс?
- Ну конечно, концерт в Большом мне помог. Я просто поувереннее себя чувствую. А вообще с волнением справляюсь очень просто: на сцену вышел, зал увидел – и всё! Волнение сразу исчезает! После I тура полегче стало… А до этого мандраж был - как я выступлю? Но готовимся, проходим, репетируем. Так вся жизнь наша балетная устроена (смеётся).
- Ты смотришь выступления других участников? Некоторым это самим мешает выступать…
- Конечно, смотрю, потому что это же большая конкуренция. Я, можно сказать, заряжаюсь: нужно же показаться хорошо, нужно выиграть, достойно всё пройти.
- Долго готовился к конкурсу?
- Честно сказать, вообще не долго, но у меня было очень много репетиций «Пахиты». Все-таки концерт, Большой театр, и я направил туда больше внимания, больше усилий. Поэтому немного не хватило времени на подготовку. Но я все сделаю! Выложусь по полной! И вообще, я считаю, что в конкурсах стоит принимать участие. А каждое выступление на сцене, да еще на конкурсе такого уровня, это колоссальный опыт… Мастерство ведь так и нарабатывается…