Казалось только недавно, в конце апреля легенда балета, великий танцовщик XX века Владимир Васильев лично вручал Алесе золотую медаль, как победителю международного конкурса «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, а также Приз Галины Улановой «За одухотворенность танца». Она готовилась принять участие в новом конкурсе, необыкновенно престижном – XIV Международном конкурсе артистов балета, что в конце этой недели откроется в Большом театре. И вот ее больше нет, только скупая запись «ВКонтакте» театра: «Алеся Лазарева завоевала золотую медаль на конкурсе артистов балета. 27 мая она танцевала подругу в Дон Кихоте. Сегодня, 29.05.2022, талантливой балерины не стало. Алеся была признанной балериной, артистичной, уточненной и сильной…О месте и времени прощания с Алесей сообщат дополнительно на ее страницах в соцсетях».
Я позвонил в театр, где мне подтвердили факт смерти и рассказали, как это произошло:
– Как это случилось?
– Это какой-то страшный кошмар! Она встала рано утром, пошла в ванную комнату и упала… Ей вызвали скорую… Врачи не смогли ее реанимировать…
– Это сердце?
– Возможно. Но кто знает? Будет вскрытие, заключение. Какая-то бесконечная цепочка смертей! Скоро будет информация, когда и где будет прощание…
Алеся Лазарева родилась в городе Самара, но с детства жила в Тольятти, где занималась в детской хореографической студии и педагог отметив несомненный талант девочки, посоветовал родителям отдать её учится в Москву, порекомендовав при этом даже училище, в котором талант девочки сумеют раскрыть в полную силу – Московское хореографическое при государственном театре танца «Гжель», где работают чуткие и знающие педагоги, имеющие индивидуальный подход к каждому ребенку.
Алеся проучилась в училище все 8 лет по классу одного из опытных педагогов классического танца, преподавателя Ольги Ивановны Шаройко, и, уже учась там стала обладателем несметного количества золотых, серебряных и бронзовых медалей, призов и дипломов балетных конкурсов. Так, уже в возрасте 14 лет в 2015 г Алеся стала лауреатом первого Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица», спецприз – стипендия на обучение в академии балета принцессы Грейс (Монако). Но на Запад не поехала, осталась учиться в «Гжели». И далее не пропустила, кажется, ни одного значительного конкурса.
Везде участвовала и везде побеждала: была дважды лауреатом I степени в номинации «классический танец» и обладатель премии Министерства культуры РФ конкурса «Молодые дарования России», имела первую премию, золотую медаль и звание лауреата Международного конкурса артистов балета «CONCORSO INTERNAZIONALE DI DANZA CITTA DI SPOLETO» категория: junior (2017 г.), а также звание дипломанта «XIII Международного конкурса артистов балета и хореографов», младшая возрастная категория (Большой театр России, Москва 2017 г.). Юная балерина четырежды побеждала на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов с 2016 по 2020 годы, дважды получала премию фонда примы-балерины Большого театра, этуаль Ла Скала и просто выдающийся балерины наших дней Светланы Захаровой. И это далеко не все конкурсы, которые выиграла эта необыкновенно одаренная и талантливая девочка…
Алесю я знал еще маленькой девочкой, преподавал в ее классе предмет «Введение в профессию» и читал курс лекций «История хореографического искусства», писал о ней в «МК». По окончании училища она стала артисткой в труппе Государственного академического театра «Классический балет» Н. Касаткиной и В. Василёва. И выступая в этом известном коллективе, где прошлогодняя выпускница «Гжели» в итоге не проработала и года, продолжала побеждать в конкурсах: всего их в её творческой биографии больше тридцати! А самый важный, и последний в ее жизни, конкурс «Арабеск», где она стала обладательницей золота и спецприза Галины Улановой. И именно тогда дала нашей газете последнее в своей жизни интервью.
Ночью, узнав о присуждении ей первой премии и золотой медали, в свою победу Алеся поначалу даже не поверила. В тот апрельский день она была фантастически счастлива, сияла здоровьем и красотой и взахлеб мне рассказывала, какие чувства она испытывает, узнав о присуждении ей столь почетной награды, да еще и приза в придачу. Приза не простого, а единственного в своем роде – имени Галины Улановой… Она не думала тогда, конечно, о том, что это последнее интервью в ее столь короткой и фантастически насыщенной творчеством жизни… Тогда у нее все только начиналось… Я обнял ее, поздравил с победой и попросил рассказать о чувствах, которые она испытала, узнав о своей победе …
«У меня не то что не было цели выиграть конкурс, просто задача стояла другая: хорошо станцевать, выложиться так, как мы репетировали с моим педагогом Алефтиной Александровной Лисиной в театре. Конечно, я сразу сообщила ей о победе и первый ее вопрос: «Алесенька, что? Еще раз повтори!» – рассказывала мне тогда, после утреннего класса Алеся.
– А что для тебя вообще конкурс? Что он тебе дает? Ты же не первый раз участвуешь в такого рода соревнованиях, выступаешь еще с училища.
– Ну, конечно, это опыт, это новые возможности, это (так скажем) еще один шаг на пути к совершенствованию себя, своей техники, своего исполнения. Потому что в нашей профессии нет пределов совершенству. Безусловно, после конкурсов, особенно когда ты побеждаешь, открывается новое дыхание, еще большее желание работать. Сейчас, когда вернусь, первым делом пойду в зал, как будто ничего и не было.
– Какой репертуар у тебя в театре?
– У нас достаточно много авторских постановок. Я танцую Мачеху в «Золушке», Амура в «Дон Кихоте». Поскольку я работаю первый год в театре, не вошла еще полностью в репертуар. В театре шли «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», которые я из-за конкурса пропустила. Сейчас я приеду, должна танцевать подруг в «Дон Кихоте», девушек в «Весне священной». То есть работы много…
К сожалению, именно работа, ее желание добиваться успеха, преодолевать преграды, невероятное упорство и работоспособность, видимо, и подвели… В балете вообще огромные нагрузки. И это даже не обычные нагрузки рядового человека, это спортивные перенагрузки в чистом виде. Ресурсов, чтобы это выдерживать, у человеческого организма не так много. И если это молоденькая девушка, ездит с конкурса на конкурс, репетирует с утра до ночи, ее организм фактически не отдыхает. Плюс нервы. Представьте все ее переживания за последнее время: только приехала с «Арабеска», а впереди еще более ответственный конкурс – на сцене Большого театра, где она одна из главных претендентов на награду… А на нервах может и давление подскочить невероятно, и сердце подвести – таково мнение врачей-специалистов о похожих случаях…
Внезапная смерть Алеси Лазаревой – третья трагедия за последнюю неделю в балетной среде. Только несколько дней назад артисты «Кремлевского балета» проводили в последний путь своего коллегу, необыкновенно одаренного премьера этого театра Анатолия Соя, который задохнулся от утечки бытового газа. Он упокоился на Новодевичьем кладбище неподалеку от могилы Галины Улановой. А за несколько дней до этого, в начале недели хоронили 15-летнюю ученицу одной из московских хореографических школ Анну Соколову… И ее смерть, как и Алеси, тоже необъяснима…