В галерее «Электрозавод» открылась выставка «Муралы»

Художник написал Голгофу огнем

Это помещение напоминает место трагедии. Посреди зала широкая трещина в полу, стены обожжены, словно после пожара. Однако на самом деле это — результат работы художника Сергея Катрана, который с помощью нескольких газовых горелок разных видов почти неделю выжигал на стенах загадочные огненные «узоры». Место для показа своего проекта «Муралы» — «murus» на латинском значит «стена» — он выбрал не случайно. Его привлекло сложное состояние помещения, разрезанного трещиной, где некогда была заводская зона, а теперь располагается галерея «Электрозавод».

Художник написал Голгофу огнем

Оказавшись внутри тотальной инсталляции, написанной огнем, тебя пронизывает то тревожное чувство, которое не оставляет каждого последние несколько месяцев. Мир перевернулся, изменился, перенастроился. Абстрагироваться невозможно — события коснулись каждого, и люди искусства острее других реагируют на ситуацию. Эфемерное монументальное полотно из гари и копоти становится символическим образом пустоты.

Создавая свой «обгоревший Дом культуры», художник сознательно отказался от контроля над результатом. Для него был важен элемент случайности: кажется, что огненная стихия сама собой создала это произведение, художник лишь выступил проводником. На обожженных стенах мы, кажется, угадываем конкретные образы, но каждый зритель видит свои сюжеты в настенной «огнеписи». Одна из стен кому-то напоминает лесную чащу, где густо растут деревья, другим — гнетущую абстракцию. На соседнем мурале читается одинокая фигура, повернувшаяся к нам спиной. А на самой выразительной из стен многие зрители разглядели Голгофу, к которой со всех сторон тянутся тени. За крестом открывается вид на бесконечный пейзаж: выжженные поля, одинокие горы, от которых к облакам поднимается дым…

Любопытно, что в то же самое время подобную тотальную инсталляцию в Венеции представил легендарный художник Ансельм Кифер. Правда, немец написал свою работу, тоже предполагающую полное и безоговорочное погружение в пространство, землей и изображал конкретные образы. Сергей Катран о его работе не знал, но символично, что движение мысли и ощущений у двух авторов совпали. Это чувство трагичности момента, некоей черты, объединяет художников из разных стран.

И все же на месте любого пожарища рано или поздно появляется новая жизнь. Поэтому, должно быть, не случайно на выставке в галерее «Электрозавод» оказалась ваза с покрытыми зелеными листьями ветками. Хочется верить, что это — символ надежды.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28789 от 25 мая 2022

Заголовок в газете: Художник написал Голгофу огнем

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру