Оказавшись внутри тотальной инсталляции, написанной огнем, тебя пронизывает то тревожное чувство, которое не оставляет каждого последние несколько месяцев. Мир перевернулся, изменился, перенастроился. Абстрагироваться невозможно — события коснулись каждого, и люди искусства острее других реагируют на ситуацию. Эфемерное монументальное полотно из гари и копоти становится символическим образом пустоты.
Создавая свой «обгоревший Дом культуры», художник сознательно отказался от контроля над результатом. Для него был важен элемент случайности: кажется, что огненная стихия сама собой создала это произведение, художник лишь выступил проводником. На обожженных стенах мы, кажется, угадываем конкретные образы, но каждый зритель видит свои сюжеты в настенной «огнеписи». Одна из стен кому-то напоминает лесную чащу, где густо растут деревья, другим — гнетущую абстракцию. На соседнем мурале читается одинокая фигура, повернувшаяся к нам спиной. А на самой выразительной из стен многие зрители разглядели Голгофу, к которой со всех сторон тянутся тени. За крестом открывается вид на бесконечный пейзаж: выжженные поля, одинокие горы, от которых к облакам поднимается дым…
Любопытно, что в то же самое время подобную тотальную инсталляцию в Венеции представил легендарный художник Ансельм Кифер. Правда, немец написал свою работу, тоже предполагающую полное и безоговорочное погружение в пространство, землей и изображал конкретные образы. Сергей Катран о его работе не знал, но символично, что движение мысли и ощущений у двух авторов совпали. Это чувство трагичности момента, некоей черты, объединяет художников из разных стран.
И все же на месте любого пожарища рано или поздно появляется новая жизнь. Поэтому, должно быть, не случайно на выставке в галерее «Электрозавод» оказалась ваза с покрытыми зелеными листьями ветками. Хочется верить, что это — символ надежды.