С каждым годом современные песни о выпускном становятся намного эмоциональнее и откровеннее предыдущих. На их фоне советский хит конца 70-х «Когда уйдем со школьного двора» в исполнении юного Дмитрия Харатьяна воспринимается как «отмороженный» и безэмоциональный. А скромное указание в ней на «девочку, которой нес портфель» — и вовсе неприлично рассудочным по сравнению с нынешними эротическими откровениями старшеклассников.
Панк-группа Spank Your Monkey из Татарстана еще в январе выпустила альбом с шуточным треком «Выпускной», в котором солист весело и задорно поет о том, что на выделенные отцом деньги на новый смартфон он сделал себе косметическую процедуру интимного отбеливания. Школьник хочет быть нарядным на празднике, где, по всей видимости, по каким-то неведомым причинам предстоит продемонстрировать обнаженную пятую точку.
В прошлом году в России вышло аж несколько десятков треков с незамысловатым названием «Выпускной»! Музыканты как с цепи сорвались, тема выпускного звучала из каждого утюга — видимо, это была творческая компенсация того, что в ковидные годы школьники с унынием ждали выпускных по зуму и претерпевали запреты на массовые сборища. В этом году тенденция не столь массовая, но ближе к празднику укрепляется, и уже вовсю идет свежий поток одноименных синглов.
Самым качественным и ярким из них пока стала «совместка» калининградской группы «Юность» и тюменского панк-паровоза «Завтра Брошу». Песня представляет собой короткий двухминутный диалог в стиле «он и она». Хорошая девочка в слезах, с красным аттестатом в руках, убивается по мальчику, который выбрал не ее, а ее подругу, и теперь они, конечно, уже не могут быть вместе. В ответ мальчик-хулиган, которому «место в рехабе» (больница для наркозависимых), надрывно признается, что любил только ее, и просит забыть все, что было между ними в подъезде… Фанаты молодых музыкантов в комментариях в соцсетях признаются, что указание на, возможно, страстную сцену в подъезде — любимый момент в песне для многих слушателей. В сопровождающем трек коротком видео солистка Бэлла Уварова одета в школьную форму, лицо ее так карикатурно залито водой, то есть слезами, что кажется, будто артистка может попасть в Книгу рекордов Гиннесса по количеству выплакиваемых одномоментно слез. Школьную форму отменили уже около 30 лет назад, но на последний звонок все равно шьются наряды из советского прошлого и практически во всех клипах о выпускных используют эту форму. Как раритет сойдет даже t.A.T.u.
«Юность», песни для которой пишет Бэлла, а музыку Стас Бельденинов, стала лауреатом фестиваля «Студенческая весна-2021», выпустила несколько конкурентоспособных синглов и уже ездит по городам и весям с небольшим туром. Вторая часть дуэта, панк-группа «Завтра Брошу», более заслуженная и известная в среде любителей нового сырого панка в олдскульном стиле. Фронтмен Валерий Штейнбок выступает в «Выпускном» в роли мальчика, разбившего сердце отличнице.
Танцевальный проект Osinskiy выдал очередной треш-хит для дискотечного угара, в котором «озорной, ядреный крейзи бой-плейбой» залетел ночью в школу «поколбаситься» под луной. Текст песни наполовину не читается из-за обилия специфического подросткового сленга, но зато это поможет ему продвинуться в ТикТоке, что так популярен среди молодежи. Танцевальное будущее может быть и у трека «Выпускной» исполнителя XWER: «Ты помнишь наше лето на школьной дискотеке… как жаль, танцевал с тобой другой. А мне так надо быть с тобой…». Пережатый эффектами голос уныло повествует о простых желаниях: совместных прогулках под дождем, говорим пофиг о чем, признании своей слабости в слезах и душевной боли...
Самое ясное музыкальное высказывание года относительно выпускного в этом году принадлежит, пожалуй, рэперу Dzham. Его трек «Выпускной» содержит описание всего, что обычно понимают вчерашние школьники во время финальной вечеринки. Что все эти годы, несмотря ни на что, между ними была дружба и они будут скучать даже по самым непопулярным своим одноклассникам; неизвестно, что их ждет даже через два года, не говоря уже о более отдаленном будущем. Dzhem описывает вечеринку как праздник, на котором хочется рыдать, и улавливает в атмосфере что-то похожее на поминки. Это такое «тру»-размышление, дополняющее холодом реальности надрывную картину всеобщих любовных драм, алкогольного угара и слез прощания с детством. В другом треке «Выпускной», принадлежащем довольно новому рок-артисту Феофану Мухину, звучат похожие, но более глянцевые интонации. Он описывает рассвет после вечеринки как «начало, что-то опасное, красивое, новое».
В целом музыканты не говорят в своих творениях на самую популярную тему ничего нового, но пока в них наблюдается пессимистический взгляд на жизнь и растерянность перед открывшейся неизвестностью бездны жизни. В этом году, учитывая непредсказуемость политических, экономических и военных событий в мире, размышления о будущем для школьников уже даже более актуальны, чем в прошлом. Поэтому с любопытством можно ожидать новых песен к выпускному балу.