Первая сказочно-теплая выставка – «Татьяна Маврина. Графика из собрания М. В. Сеславинского».
«Колобок я, колобок, румяный бок, румяный бок» – услышала я, поднимаясь по лестнице на третий этаж Выставочного центра НГХМ. Это работницы Нижегородской областной детской библиотеки имени Татьяны Мавриной демонстрировали всем желающим приложение, разработанное специально для мавринской «Сказочной азбуки», в частности, к ее букве «К».
Создание азбук было довольно популярной темой в Серебряном веке. Свои азбуки рисовали и Бенуа, и Добужинский, и Нарбут. А Татьяна Маврина со своей «Сказочной азбукой», изданной в 1969, как бы продолжает эту традицию.
Татьяна Алексеевна прожила очень длинную жизнь и с истинно женским кокетством всегда отнимала себе два года, поэтому во многих источниках годом ее рождения стоит 1902-й. На самом деле Таня Лебедева родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде, в деревянном доме на улице Студеной. Псевдоним Маврина она взяла позже, когда семья в 1920 году переехала в Москву. Там Татьяна училась в легендарном ВХУТЕМАСе с 1921 по 1929 годы, у самого Роберта Фалька. А позже вступила в творческую группу «13».
Художников, входивших в состав этого объединения, вполне можно назвать преемниками «мирискусников», большинство из которых были вынуждены эмигрировать после революции. Художники уехали, а идеи, витавшие в воздухе, никуда не делись, и новое поколение продолжило борьбу с академизмом и «искания пластического языка, адекватного современности». Первые иллюстрации Мавриной для издательства «Academia» сделаны вполне в духе этих исканий: летящие легкие акварели, выполненные на одном дыхании «так сноровисто, чтобы не утомлять бумагу».
Михаил Сеславинский, известный государственный и общественный деятель, вспоминает, что, в отличие от большинства людей, знающих Маврину в первую очередь как иллюстратора русских сказок, он сам познакомился с ее творчеством, когда заинтересовался книгами издательства «Academia»: «Меня поразили ее иллюстрации. Это практически за один присест сделанная акварель, видно, что у художника вдохновение, он садится, рисует, и вот уже перед нами живой образ в движении и со своей душой», – говорил Сеславинский.
Из своей коллекции Михаил Вадимович предоставил для выставки 80 графических листов, охватывающих 70 лет творческой жизни Татьяны Мавриной, – от 1920-х до 1990-х годов, от ранних жанров и иллюстраций до последних ее созерцательных натюрмортов. Пять из них по окончании выставки будут переданы в дар Нижегородскому государственному художественному музею.
Но Сеславинский не столько коллекционер произведений искусства, сколько исследователь книжной культуры и, конечно, библиофил. Именно с этой частью его жизни связана вторая открывшаяся на днях экспозиция «Нижегородская сюита. Мотивы родной земли в собрании Михаила Сеславинского» в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. Ленина.
Если выставка графики Татьяны Мавриной предназначена для широкого круга зрителей и гарантированно понравится как любителям, так и знатокам, то «Нижегородская сюита» более узко направленная – она, скорее, будет интересна любителям российской словесности. Выставка специально была приурочена к Всероссийскому библиотечному конгрессу, который в этом году проводился в Нижнем Новгороде, – город стал библиотечной столицей России 2022 года.
Например, большая подборка прижизненных изданий Пушкина с произведениями, написанными во время пребывания в Болдинском имении, или собственноручно написанное письмо Горького, в котором он просит отсрочки исполнения воинской повинности для Корнея Чуковского и Евгения Замятина, могут быть интересны не только профессионалам. Нельзя не упомянуть об экземпляре книги Мельникова-Печерского «В лесах», который читала царская семья в сентябре 1917 года в Тобольске, или одном из первых изображений Нижнего Новгорода XVII века, – так что и на этой выставке есть масса любопытного не только для участников библиотечного конгресса, но и просто для любителей книг.
Там же, кстати, можно изучить и при желании приобрести роскошный печатный альбом-каталог о выставке, который, по словам Михаила Сеславинского, вырос из идеи сделать маленькую брошюрку-гайд.
Выставка работ Татьяны Мавриной работает до 29 августа, а «Нижегородская сюита» до 26 июня 2022.