На родине легендарного актера в эти дни уже в шестой раз проходит Международный кинофестиваль «17 мгновений...» имени Вячеслава Тихонова, президентом которого стала его дочь Анна Тихонова. Город просто наполнен запахом черемухи, а таких крупных желтых одуванчиков, как в Павловском Посаде, еще поискать. И день выдался прекрасный, солнечный.
Множество людей собралось на открытии памятника своему земляку – теперь это большая редкость. Зато в былые времена по такому случаю собирались сотни людей, и кинохроника, запечатлевшая эти события, производит сильное впечатление.
Место для установки памятника выбирали всем миром, устроив народное голосование. В результате остановились на пересечении улиц Кирова и Герцена.
В Павловском Посаде мы встретили мужчину, специально приехавшего издалека. На церемонию открытия. Он метался по незнакомому городу в поисках цветов, а потом пришел с букетом белых хризантем.
Глава гильдии актеров кино Валерия Гущина тоже принесла белые цветы, которые назвала дачными ромашками. Дело в том, что Тихонов очень любил дачу, много времени проводил там в последние годы, выращивал цветы. Валерия Гущина вспоминала, как после землетрясения в Спитаке начали сбор вещей для пострадавших, и в ее кабинет зашел Тихонов и спросил: «А пальто примете? Им же там холодно».
Вячеслава Тихонова не стало в 2009 году, но его помнят. В Павловском Посаде его именем назвали улицу, где стоит родовой дом Тихоновых, построенный дедом актера по материнской линии. Здесь уже несколько лет работает музей. Отсюда юный Тихонов каждый день ездил во ВГИК, куда, кстати, с первой попытки не поступил. Он стоял в коридоре и плакал, пока его не увидел набиравший тогда курс Борис Бибиков и не взял вольнослушателем. А уже через полгода Тихонов стал полноправным студентом. В вольнослушателях у него не было ни стипендии, ни общежития в Москве. Каждый день приходилась из Павловского Посада ездить в во ВГИК на поезде, иногда на подножке.
В этом доме Тихонов какое-то время жил и со своей женой Нонной Мордюковой. А их сын Владимир учился в той же школе №1, что и его отец, а потом ходил в музыкальную школу.
Актриса и телеведущая, главная Красная Шапочка страны Яна Поплавская приехала на фестиваль как член жюри. Она призналась, что в детстве была влюблена в Штирлица, не в Тихонова даже, а в его героя, и сказала родителям, что выйдет за него замуж, когда подрастет. Сыгравшая роль жены Штирлица Элеонора Шашкова молча стояла у памятника, перекрестила его и долго рассматривала. Речей она не произносила.
Скульптор Владимир Иванов поблагодарил всех, кто не спал ночами, помогал ему, чем только можно. «Я очень надеюсь, что этот памятник воспримут правильно и хорошо жители, и он обретет то незримое, что закладывает скульптор в свою работу, а люди это почувствуют», – сказал он, когда с памятника сбросили белую материю, закрывавшую его до момента торжественного открытия. Оказалось, что скульптору всего 37 лет, и это удивительно, поскольку привычнее видеть патриархов, на откуп которым отдают создание памятников известным людям.
Анна Тихонова вспоминает отца всегда с большой теплотой.
– Я часто наблюдала за отцом и понимала, что нельзя делать что-то просто так, только ради денег, – говорит она. – Вячеслав Васильевич с юности работал с полной ответственностью, понимал, что он посредник между искусством и людьми. Мне тоже хочется что-то сделать на благо людей, принести пользу.
– Почему именно Владимир Иванов, такой непривычно молодой скульптор, стал автором памятника вашему отцу?
– Мы с Володей давно познакомились. Тут рядом находится школа №1, где учился Вячеслав Васильевич. Владимир Иванов делал барельеф, который на ее здании установлен. Мне предложили его кандидатуру, и у нас не было повода от нее отказываться. Володя уже был хорошо знаком с творчеством отца, поэтому мы никого и не выбирали.
– Как возникла идея памятника: именно стоп-кадр из «17 мгновений весны»? Были другие варианты?
– Это самая известная роль папы, поэтому логично было сделать такой памятник. Дай бог, поставим еще один, и тогда можно запечатлеть Вячеслава Васильевича в другом образе. В Москве памятника ему нет, а если он появится, я буду этому только рада. Это может быть и его герой из фильма «Белый Бим Черное Ухо», и учитель из «Доживем до понедельника». Хороших ролей у него много.
А что касается этого памятника, то первоначально нам предлагали сделать так, чтобы Вячеслав Васильевич сидел на лавочке. Я изучила другие памятники такого рода. Их немало. На лавочке уже многие сидят. Мне не хотелось панибратства. Если посадить на лавочку, то у людей может возникнуть желание не только сесть рядом, но сделать что-то еще, например, выпить.
И мы решили, что надо дистанцироваться от лавочки, чуть приподнять памятник. Сильно высоко тоже не хотелось его ставить, чтобы сохранить близость к людям. И мы пришли к этому кадру, считаю, что это правильно. Сначала хотели поставить памятник у дома-музея Вячеслава Васильевича, но нам предложили этот вариант, который показался тоже хорошим. И лицей рядом, который теперь носит имя отца. Школьники могут выйти, и в двух шагах - памятник (школьники на его открытии тоже были, принесли гвоздики. – С.Х.).
– Сколько лет здесь Вячеславу Васильевичу? Каким он навеки запечатлен в памятнике...
– Ему здесь около 44-45 лет.
А вот в доме-музее актера экскурсоводы рассказывают, что Тихонов не считал Штирлица самой главной своей ролью. Он говорил так: «Сокурсница Таня Лиознова попросила меня какого-то фашиста играть. Я должен был ходить в гестаповской форме, а она у меня вызывает омерзение».
Но Анна Тихонова считает, что фразу отца не очень верно трактуют: «Он любил эту роль, просто ему было обидно, что другие его работы оставались в ее тени. Других причин не любить Штирлица у него не было».
Зять Вячеслава Тихонова – актер и режиссер Николай Вороновский – стал режиссером всех фестивальных церемоний. У памятника Тихонову он вспомнил о своем первом знакомстве с выдающимся артистом.
– Мы с Аней учились на параллельных курсах во ВГИКе у двух народных артистов СССР: она – у Сергея Бондарчука, я – у Евгения Матвеева. Судьба нас свела – благодаря студенческим делам.
Когда стали встречаться, я сказал Ане: «Расскажи своему папе новый анекдот про Штирлица». На следующий день я ее спрашиваю: «Рассказала?» – «Рассказала». – «Смеялся?» – «Нет». – «А он вообще смеется, когда слышит анекдоты про Штирлица?» – «Нет, не смеется. Курит».
Когда я впервые я пришел в дом Вячеслава Васильевича, он внимательно и как-то странно на меня посмотрел. Потом Аня сказала, что он назвал меня снежным человеком, потому что я показался ему большим и лохматым, обутым в белые тапки. На мне тогда были белые кроссовки.
Мы сидели с Аней одни в комнате, и Вячеслав Васильевич пытался все время туда заглянуть, контролировал. А вообще, мы с ним жили душа в душу. Люди иногда были бесцеремонны, кричали ему вслед: «О! Штирлиц идет? Ты Штирлиц?..» Как-то я от такой наглости онемел, хотел ответить. Но Вячеслав Васильевич меня остановил: «Не надо». Когда прохожий еще раз повторил: «Так ты Штирлиц?», он сказал: «Да, меня иногда так называют».
Все последние годы мы вместе жили на даче, пока наши с Аней дети не пошли в школу. Бывало так, что сидим смотрим телевизор, начинается реклама, и он говорит: «Идем покурим». Выходим на крыльцо, разговариваем, забывая о том, что смотрели по телевизору. Мы выкуривали пачку сигарет, и Вячеслав Васильевич мне много интересного рассказывал.
Он ведь всю жизнь был окружен женщинами, а тут мужик появился рядом. Он мне говорил такие вещи, какие даже Ане не мог сказать.
– Ваши дети пойдут по вашим стопам?
– У нас вгиковская семья: дедушка закончил ВГИК, мы с Аней. Наши сыновья безумно талантливы. Они профессионально занимаются футболом. Один из них в прошлом году стал лучшим форвардом Москвы и Московской области в своем возрасте и своей лиге «Воробьевы горы». Раньше они были в «Спартаке», потом перешли в «Крылья Советов».
Мы живем в центре Москвы, поэтому удобно тренироваться в одной из лучших команд лиги «Воробьевы горы». Один наш сын еще и музыкой занимается, второй – режиссурой. Кто из них кем станет, пока не знаю.
Гости, приезжавшие на открытие памятника, разъехались, а фестиваль имени Тихонова продолжается. В его программе впервые появился конкурс актерской песни. Его жюри возглавила Наталья Варлей. Она была женой сына Вячеслава Тихонова – Владимира Тихонова, своего однокурсника по Театральному училищу им. Щукина. Их брак распался в 1978 году, а в 1990-м Владимира не стало. В вокальное жюри также вошел актер и режиссер, муж Анны Тихоновой Николай Вороновский.
На фестивале покажут 10 игровых картин и 10 сериалов, поскольку Тихонова невозможно представить без многосерийного кино. Жюри полнометражного конкурса возглавил актер и режиссер Борис Токарев, несколько лет назад снявший фильм про Вячеслава Тихонова.
Спецсобытием станет показ советско-венгерского фильма «Отпуск за свой счет» Виктора Титова, премьера которого состоялась 40 лет назад. В нем звучит закадровый голос Вячеслава Тихонова. Пройдет и его небольшая ретроспектива, в которую вошли фильмы 1950-1970-х: «Сердце бьется вновь» Абрама Роома, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука.
В день открытия вручили учрежденный год назад приз «Мужчина и женщина» за лучшую историю любви. Достался он «Серебряным конькам» Михаила Локшина. А вручала его заслуженная артистка России Элеонора Шашкова. Факт передачи первой награды, отсроченной пандемией, показали на экране. Внук Юлиана Семенова, живущий в Париже, передал ее первому лауреату – режиссеру Клоду Лелушу, снявшему «Мужчину и женщину». С экрана французский классик в очередной раз вспомнил, как «заболел» кино, благодаря советскому кинорежиссеру Михаилу Калатозову и его фильму «Летят журавли».