В крупном магазине роялей, где еще недавно можно было купить инструменты ведущих европейских, корейских и японских марок, продавец грустно признается:
– У нас остался только один рояль (немецкий). Новых поставок нет. Рояли попали под санкции как люксовые товары, да и проблемы с логистикой ударили. Будут ли когда-нибудь еще поставки, сами не знаем. Все магазины роялей сейчас продают только остатки.
– И какие теперь альтернативы для покупателя?
– Есть еще китайские рояли, но качество у них, сами понимаете... С европейским не сравнить.
– А у нас в России рояли разве не делают?
– Делают, но, честно говоря, это фикция. Запчасти для них закупают в Китае. Только названия русские. Например — «Глинка». Так что это по сути тот же Китай.
С пианино (как классическими, так и электронными) та же проблема. Их раскупили, а новые не завезли и не завезут.
- Из импортных пианино уже ничего нет в стране: цифровых — только остатки, акустика закончилась вообще, - откровенничает сотрудница. - Поставщики говорят, что вроде под санкции пианино не попали, но огромные проблемы с логистикой. Да и вообще все инструменты подорожали.
Расстроенным покупателям продавцы пианино советуют обратить внимание на китайские аналоги (они и дешевле), а уж если нужен инструмент покачественнее, можно поискать б/у - по объявлению. В связи с этим уже прогнозируется спрос на подержанные пианино известных европейских марок.
– Десять лет назад я купила квартиру-вторичку и от прошлой хозяйки там оставалось немецкое пианино не очень презентабельного вида, - вспоминает москвичка Анна, - Мне оно было без надобности, и я повесила объявление о продаже. Еле-еле нашла покупателя, да и отдала за копейки. Мне пояснили, что если человеку нужен хороший импортный инструмент, он предпочтет покупать новый. Сейчас дочь подрастает, в школу музыкальную хотим. Эх, знать бы тогда, что на старые пианино снова спрос будет...
Кстати, в магазинах продавцы замечают, что спрашивать пианино стали реже: покупатель обнищал, не до жиру.
В магазинах скрипок, альтов и виолончелей европейские инструменты (румынские, чешские, итальянские) тоже на исходе.
- Поставщики говорят, вроде с провозом в страну нет проблем, но постоянно возникают перебои. - поясняет продавец Олег. - А вот со скрипичными струнами беда — заканчиваются, новые не привозят, так что придется довольствоваться только китайскими. Они похуже, конечно, зато и стоят в два раза дешевле, чем, например, немецкие или австрийские.
– Если будет нехватка западных скрипок, придется переходить на Китай?
– Ну, для ребенка, который только поступил в музыкальную школу, китайская вполне сгодится. Хотя это, конечно, от бюджета зависит - многие родители хотят, чтобы их чадо сразу играло на приличном инструменте. Но вот если после школы ребенок захочет поступать в музучилище, конечно, китайская скрипка уже не подойдет: звук не тот.
Впрочем, к прогнозируемой нехватке скрипок Олег относится с долей оптимизма. Мол, у России есть частные мастера, которые берут китайские заготовки и вполне неплохо делают из них «отечественные» инструменты.
- Не Страдивари, конечно, но, наша «мастеровая» скрипка в принципе по качеству будет примерно как румынская фабричная. И по деньгам так на так получится — около 25 тысяч. Вообще, поговаривают, что один известный чешский бренд на самом деле тоже уже перенес свою фабрику в Китай. Он, правда, божится, что это не так, но кто же в таком признается!
Вместе с тем продавцы скрипок тоже отмечают спад спроса на инструменты. Если раньше в неделю гарантированно однако штука могла «уйти», то теперь хорошо, если продадут одну за месяц.
- В плане ассортимента в любом случае не пропадем — есть у нас и мастера, есть и остатки из частных коллекций, да и из Китая что-то из европейского будем завозить. - рассуждает Олег. - Тут будет другая проблема — платежеспособность. Кто их покупать-то будет?
Подорожание, действительно, уже ударило по кошельку родителей будущих Мацуевых и Бутманов. Так, мама 11-летнего Артема, занимающегося в музшколе по классу саксофона, обегала полгорода в поисках специальной «трости»
– Это такая тоненькая палочка, которая вкладывается в мундштук саксофона и некоторых других духовых — например, кларнета, - объясняет женщина, - Без этой трости инструмент играть не будет. Причем для каждого вида саксофона (альт, сопрано, тенор) нужен свой размер. Так вот если раньше одна трость стоила меньше 300 рублей, то теперь — от 500. А их нужно менять, минимум, раз в месяц, так как они быстро приходят в негодность.
Женщина поясняет, что самые ходовые трости делает Франция из местного бамбука (есть еще итальянские и американские). Российская фирма тоже их производила (правда, спросом наши аналоги не пользовались), но сырье для них закупала в той же Франции.
- Вот, обхожу теперь музыкальные ателье, ищу трости подешевле, но только в одном остались три штуки по почти старой цене — 330 рублей. Правда, не нашего размера, но все равно надо брать. Кстати, те ателье, где трости уже по 500, предупреждают, что распродают старые запасы. Новых поставок не ожидается.