Ставка прокатчиков: российским кинотеатрам нужно дотерпеть до осени

Кинорежиссер Александр Прошкин настроен радикальнее: нельзя думать только про сегодня

В один день и одновременно в Москве и Петербурге эксперты обсудили перспективы российского кино и кинопроката, говорили о том, как выжить киноотрасли без голливудских картин и возможности импортозамещения. Кинорежиссер Александр Прошкин считает, что нельзя жить одним днем, надо работать на перспективу.

Кинорежиссер Александр Прошкин настроен радикальнее: нельзя думать только про сегодня
Александр Прошкин и Людмила Томская - "золотой запас" отечественного кино.

Настроение в кинематографической среде в основном пессимистическое. Все вспоминают кассовые достижения прошлых лет, когда отечественные  фильмы  «Холоп» и «Движение вверх» вышли на первые позиции по сборам. Но без Голливуда сложно обойтись, поскольку наш кино-театральный бизнес вырос на иностранном кино.  Хотя кто-то из представителей киносетей уверен, что наши картины не только не уступают  иностранным по качеству, но в чем-то их даже превосходят. Другое дело, что собственного контента не хватает. С рынка не ушли азиатские, небольшие американские и европейские компании, и 20 новинок в репертуаре имеется. Пробиваются фильмы, у которых раньше не было никакого шанса так широко выйти.  Надо использовать ресурс «спящих хитов». 

Пока удалось заместить лишь 25 процентов былого контента. Постоянно изыскиваются новые формы активности, проводятся ретроспективы и лекции, повторно выпускаются старые советские фильмы, чтобы кинотеатры как можно дольше оставались открытыми.  Кинотеатры  становятся местом встреч. Там можно устраивать выпускные вечера и другие мероприятия. 

Особенно трудным будет летний период и начало осени. Отечественные производители за период пандемии не сделали должного количества фильмов. Пополняют кассу разве что фильмы для детей и семейного просмотра, собирая больше 100 миллионов в прокате. Прокатчики считают, что нужно как-то пережить этот год, дотерпеть.

Ассоциация владельцев кинотеатров просит у государства финансовой поддержки, иначе 90 процентов кинотеатров в сложившейся ситуации закроется. Киноиндустрии и без того пострадала за два предыдущих пандемийных года, а теперь ситуацию усугубляют санкции. Представители крупных киносетей уверяют, что с импортозамещением в техническом плане дела обстоят более или менее сносно. Да, из-за санкций не хватало ламп и запчастей, но им нашли замену в Китае. Китайские лампы хуже немецких и американских, и цены на них не ниже, но они хотя бы есть. А вот новых залов Dolby пока не предвидится.  

Кинотеатр – не благотворительная организация. Он должен окупаться. И если государство проявит нерешительность, тогда киноотрасль рухнет. Пока не существует никакой внятной программы поддержки отрасли. Прозвучала мысль о том, что надо закрыть часть кинотеатров, чтобы они не топили основные. Руководство многих торговых центров не понимает важности существования кинотеатров на своей территории, того, что их отсутствие может привести к закрытию самих торговых центров. Если началась гангрена, нужно ампутировать ногу. 

Представители киносетей предлагают ввести законодательное послабление в сфере функционирования кинотеатров, ведь это скелет кинобизнеса и гарантия существования большого и качественного кино. Не будет кинозалов, не будет и  большого кино. Его просто перестанут создавать.  Все это как карточный домик. Необходимы дополнительные инвестиции в кинопроизводство, что уже сделано правительством. Оно увеличилось в два с половиной раза. Необходимо помочь кинотеатрам в плане их взаимодействия с банками, выделение субсидии, чтобы они пережили сложный момент до сентября-октября. 

На проходящем в эти дни в Петербурге кинофестивале «Виват кино России!», обсуждали примерно тот же круг проблем. Тема дискуссии – «Кинорепертуар как зеркало, как увеличительное стекло и диагноз». Генеральный директор «Петербург-кино» Людмила Томская привела цифры: за год у нас выпущено 134 фильма при господдержке, и только 44 из них вышли на экраны, собрав очень скромные деньги в прокате. По ее мнению, зритель стал значительно проще, и иллюзий на этот счет не стоит строить. Однако, прокат фильмов Тарковского, выпущенных к его юбилею, в Петербурге продлили на две недели – молодежь активно на них ходила. 

Кинорежиссер Александр Прошкин в отличие от прокатчиков, которые по его словам «тоже не из Сорбонны», смотрит на проблему глобальнее. «Кино не может быть о прошлом и сегодняшнем дне. Оно может быть по фактуре о прошлом. Даже сегодняшний день – это всегда прошлое. Кино всегда о будущем, а вот ощущения будущего страны нет, - сказал он. -  Мне казалось, что молодое поколение должно его принести. Они же свободные, страха не знали. Но прорывы в этом направлении очень редки. Так, чтобы народ поверил режиссеру  и пошел в кино. А в конце 90-х это было. Конную милицию на премьере «Холодного лето пятьдесят третьего…» я помню. Мы чувствовали, что меняется время, и этот отзвук работал. А сейчас главное кому-то угодить – начальнику или молодежи. Я говорю о другом - про серьезные мысли о будущем страны, которая неизвестно куда летит на всех парусах. И ответственность в первую очередь лежит на нас. У нас все думают, как бы прожить сегодня, а надо думать о будущем, иметь его модель. Нами руководят пожилые люди. Они не задумываются о будущем, будущем своих детей, которых обеспечили на десятки поколений».  

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру