«Ну, что ж. Похоже «Гоголь-центр» — всё… Артистов распускают, с Алексеем Аграновичем #послухам (орфография сохранена) будут прощаться», — сообщает «телега» Закулиска (не мировая, конечно, а культурно-театральная).
Ну, во-первых, в свете последних событий и немотивированно-решительных действий руководства столичного Депкульта ничему не удивлюсь. А во-вторых, если «телега» бросила первый шар — верный знак ждать перемен в руководстве и участи театра с репутацией модного, оппозиционного, что скорее миф, чем реальность, и больше он связан с делом Седьмой студии, чем с художественным результатом.
Особенно в последний год, когда ушедшего, а ныне отъехавшего в Германию Кирилла Серебренникова сменил Алексей Агранович, которого, если верить мировой театральной закулисе, тоже сместят: не оправдал надежд на то, что «сможет сохранить и преумножить» все то уникальное и хорошее, что было на площадке Гоголь-центра, а также «почистить от дурной накипи, что была».
Агранович от комментариев пока воздерживается. Внутри же самого Гоголь-центра еще до майских праздников было неспокойно: положение театра зыбкое. Пока без конкретных доказательств, но по коллективной интуиции. Анна Шалашова, правая рука Серебренникова и проводник его идей и решений в театре, по словам наших источников в труппе, на вопросы также предпочитает не отвечать.
Масла в огонь добавляет тот факт, что и у директора Алексея Кабешева и у худрука Аграновича в ближайшее время заканчиваются контракты с учредителем, то есть Департаментом культуры. А вот будут ли они продлены — вопрос. Во всяком случае, Алексей Кабешев после всех майских праздников встречается с главой Депкульта Александром Кибовским. А мы знаем, чем чреваты встречи на ковре начальства.
Департамент же культуры, как мы видим, в последнее время в своих действиях выбрал тактику спецоперации в режиме повышенной секретности (все решения объявляются внезапно и обсуждению, как в армии, не подлежат). Только в отличие от военной спецоперации Депкульт морит журналистов и свои «подведы» информационным голодом.
В итоге столь странной политики один слух — о смене руководства в Гоголь-центре — усугублен другим: например, что Сергей Яшин, бывший худрук театра Гоголя, может вернуться в руководимый им прежде театр, откуда в 2012 году действительно был грубо и беспардонно удален предыдущим руководством культурного департамента прямо в день открытия нового сезона, на глазах у всей труппы («МК» писал об этом не раз). И что теперь публично униженный худрук как будто вернется туда со своим гитисовским курсом — надо сказать, сильным, чтобы взять реванш.
Звоню Сергею Ивановичу с вопросом: насколько это соответствует действительности? На удивление, режиссер едва ли не единственный в этой истории открыт к диалогу, но ни сном ни духом, как говорится, о судьбе Гоголь-центра не знает.
— Нет, такого предложения мне не поступало, я не в курсе, — говорит Сергей Иванович.
— А если бы вам сделали такое предложение? История русского и советского театра свидетельствует : успешные театры вырастали именно с курса (театр Вахтангова, «Современник», Таганка, Фоменки, Женовачи). Вы бы попробовали войти второй раз в воду театра Гоголя, ставшего Гоголь-центром?
— Если бы возникло такое предложение — с курсом прийти в театр — почему бы и нет? Я бы взял с собой человек 10–12 и пришел. А сам я не проявлял инициативы. У нас действительно есть очень хороший и готовый репертуар: Астафьев, Салтыков-Щедрин, Гоголь…
— Но, может, кто-то из ваших бывших актеров и сотрудников в курсе перемен? Наверняка вы поддерживаете с ними отношения.
— Представь, Марина, никто не общается со мной, не звонят даже.
Ну что ж, остается ждать событий, а то, что они последуют, сомневаться не приходится. Но артистов жалко: внутреннее напряжение провоцирует зажим и не способствует творческим результатам.