Трудно сказать, насколько убедительно сейчас звучит мантра «шоу должно продолжаться», но все же участникам популярных проектов дали допеть, а победители получили свои, вероятно, заслуженные, овации. Развлекать в неразвлекательное время, конечно, непросто, и воспринимались песенные баталии иногда как что-то очень натужное. Причем юниорскому «Голосу» повезло больше, все-таки дети — это святое. А вот в уместности плясок монстриков и дракончиков иногда приходилось себя убеждать.
Тем не менее они спели и сплясали, а финал и триумф Ильдара Абдразакова превратился в полноценное концертное шоу на целых семь тысяч человек. Нужно признать, что к третьему сезону жюри стало довольно трудно обмануть, да и публика, судя по форумам, научилась быстро угадывать спрятанных звезд. В связи с этим создателям проекта, видимо, придется придумывать новые фокусы.
Финал сезона детского «Голоса» получился именно детским, потому что за победу сражались наивность и искренность, а не продуманные поп-звездные стратегии, которые иногда под руководством своих амбициозных родителей выстраивают, казалось бы, совсем юные создания. На этот раз выступления финалистов чем-то напоминали исполнение песенок на дне рождения у родственников. И Сагын Омирбайулы, и София Олареско, и победившая Аделия Загребина были на шоу именно детьми, а не дрессированными обезьянками. И это тоже своего рода победа.
ФЕКЛА ТОЛСТАЯ ИЩЕТ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ УМА И СЕРДЦА
Есть некоторые сомнения в том, что Фекла Толстая хотела сделать шоу из похода в музей, в итоге так оно и получилось. Ее документальный цикл «Музеи без границ» начался настолько бойко, что сразу захотелось на какую-нибудь выставку. Вдруг там и правда так весело.
Есть здесь, конечно, важная деталь: Толстая начала с «совриска», а с ним, как известно, не соскучишься. Пермский музей современного искусства иногда называют памятником расслабленным нулевым. Были такие времена, когда спонсорские деньги вкладывались в проекты безо всякой идейной подоплеки, а художникам не так уж часто приходилось отвечать на идиотский вопрос «что, собственно, вы имели в виду».
Судя по фильму Феклы, в интерьерах музея все так и осталось. Дети приходят на экскурсию, садятся прямо на пол, рисуют странные во всех отношениях экспонаты и, кажется, получают от этого массу удовольствия. «Многие не понимают современное искусство потому, что им негде с ним встречаться, — говорит директор Наиля Аллахвердиева. — Поэтому мы с художниками решили делать инсталляции прямо в городе». Потом в кадре появляются дети постарше, которые уже весьма лихо экспериментируют с городскими пространствами. На вопрос «что такое современное искусство» они с уверенностью отвечают: «Это тренажер для ума и сердца».
За такое вольнодумство иногда становится страшновато. Того и гляди появится нелепая тетка из какого-нибудь комитета и начнет бубнить про патриотизм и традиционные ценности. А потом нарисуется король прайм-тайма с очередным заявлением про «центр мерзотной либераты».
Современное искусство сейчас связано с массой рисков, поэтому миссия людей, продолжающих им заниматься, становится прямо-таки героической. Радует, что телевидение участвует в процессе, и усилиями г-жи Толстой разговор об искусстве ведется в правильной тональности. Улыбки и желание почувствовать себя творцом гораздо полезнее злобы и призывов запретить.