Андрей Кончаловский к нам обращается: «Дорогие товарищи, хочу рассказать вам о проекте, который занимает сейчас мои мысли...». А задумал он сериал о людях, имевших непосредственное отношение к Октябрьской революции, событиям, происходившим в России с 1904 по 1924 год. «Это самый бурный период в истории нашей страны, он повлиял на судьбу всего мира в XX веке, - говорит Кончаловский. - Я шел к этому проекту много лет и считаю его очень важным. Это будет попытка по-новому взглянуть на ту непростую эпоху. Моя команда уже запустила кастинг.
Вы знаете, что я часто снимаю в своих фильмах обычных людей, не профессиональных артистов. Этот сериал не будет исключением. Мы ищем людей, которые обладают портретным сходством с историческими персонажами, реальными участниками событий того времени. Я прошу вашей помощи в поиске.
В течение нескольких ближайших недель я буду выкладывать на своих страницах в соцсетях портреты людей, хорошо известных вам по учебникам истории и литературы. Возможно, вы узнаете в этих лицах кого-то из своих знакомых. Возможно, вы сами похожи на этих героев.
Я попрошу вас прислать нам фотографии и заполнить анкету, а моя группа кастинга внимательно изучит все заявки и пригласит на пробы в Москву тех, кто подходит по своим внешним данным. Все, что нужно для участия в съемках, – это портретное сходство с историческими персонажами. Если вы им обладаете, то не важно, есть ли у вас опыт, владеете ли вы актерским мастерством. Только портретное сходство – остальное не имеет значения. Я абсолютно убежден, что в каждом живет артист, нужно только помочь человеку это осознать. Это я беру на себя».
Одной из первых героинь оказалась Надежда Константиновна Крупская. Кончаловский показал ее портрет и популярно объяснил, кто она такая, ведь молодое поколение иногда уже и не знает о ней, как и о Ленине. «Мы ищем людей, похожих на исторических персонажей. Может, вы знаете кого-то, кто похож на эту женщину. Это жена Владимира Ильича Ленина — Надежда Константиновна Крупская. Очень характерное лицо. И я пока не нашел актрису, которая на нее похожа. Помогите!». «Помогите!» - прозвучало обреченно.
Кстати, когда Александр Сокуров снимал свои исторические картины «Молох» и «Телец», он из актера Леонида Мозгового сотворил и Ленина, и Гитлера, хотя для этого не было никаких оснований. Портретное сходство отсутствовало. А Крупскую для «Тельца» он нашел в Александринском театре. Ею оказалась Мария Кузнецова. Она тоже имела весьма отдаленное сходство со своей героиней. И Мозговому, и Кузнецовой ежедневно по нескольку часов, иногда по пять-шесть, накладывали грим.
Напомним, что в дни жесточайшего карантина, пока люди словно замерли, Андрей Кончаловский одним из первых взялся за работу в новых условиях. Он решил запечатлеть происходящее с помощью народа, призвал в соавторы тех, кто готов снимать на телефон. На его обращение откликнулись тысячи людей со всего мира. Они начали снимать — сначала в пределах квартиры, а потом и на улицах, если был шанс покинуть свое жилище, а потом присылать видео. Кончаловский поэтапно ставил перед ними все новые и новые задачи. Затеял он все это ради того, чтобы проанализировать русское сознание.
Между прочим, тогда Андрей Кончаловский заявил, что карантин – только видимая часть гигантского мирового кризиса, который назревает. Он обращался мыслями к Владимиру Ильичу Ленину, который так интересовался последней стадией капитализма. И вот теперь режиссер вплотную приступил к анализу вождя мирового пролетариата и его ближнего круга.