Хочется сразу оговорить — многое из озвученного Ямпольской — вещи вполне разумные и применимые в повседневной российской жизни. Вот только пользуется она — в XXI веке — риторикой середины века прошлого. Хотя это, в каком-то смысле — тренд.
По словам Ямпольской, следует ожидать импортозамещения в культуре по двум направлениям. На материальном уровне будут заменять оборудование для театров, кинотеатров, цирков и других учреждений, ткани для костюмов и все прочее на аналоги российского производства. Ну, или изготовленные в дружественных странах.
А в духовном плане — вскоре настанет эпоха повсеместного импортозамещения смыслов и ценностей. Вместо «духовного Макдоналдса» (определение Ямпольской) голливудских фильмов россиянам будут показывать отечественное кино. А раз, цитируем более или менее точно, молодым людям «чужую музыку слушать для душевного состояния вредно», то и музыка (видимо, речь о попсе и другой массовой музыке, не классике) будет русской.
Кстати, представителям прессы Елена Ямпольская заявила, что Россия — единственная наследница высокой западной культуры, ибо на нынешнем этапе для европейцев и американцев Данте — это уже что-то нетолерантное.
И нас, как считает Ямпольская, нет избирательности в вопросах литературы и искусства. Правда, тут же она пообещала ревизию творческих вузов с тем, чтобы выяснить, «кто, где, что и как преподает». И это самая пугающая перспектива. Потому что не понятно, означает ли это проверку вузовских кадров на лояльность (и увольнение тех, кто не соответствует неким установкам), и вмешательство государства с идеологической целью в учебный процесс, раз хотят выяснить, что преподается, выверить программы.
Ямпольская поведала о ситуации за океаном, где современные версии киносказок напичканы ЛГБТ-ценностями. Чтобы защитить детей, предлагается обеспечить 100%-ное госфинансирование семейного кино.
Мысль здравая. Но интересно, при ее воплощении не выплеснут ли вместе с водой еще и «младенца» старых добрых Диснеевских шедевров - «Золушку», «Бемби», «Короля льва». Они же — американские, читай - «вражеские».
И что значит «все снимем сами»? Вот мы сняли отечественное «пересомысление» произведений Астрид Линдгрен. И получился «Тот еще Карлсон!» с Галустяном. Это — уже полное смыслозамещение или будет еще хуже?
Заодно Ямпольская прошлась по «так называемому художнику Кулику», который якобы пародирует скульптуру Вучетича в своей работе «Большая мать». Сам Олег Борисович пояснил «МК», что не намеревался оскорбить памятник, скульптуру он сделал вообще три года назад, и в ней выразились чувства, связанные с расставанием с любимой женой. Если бы он знал, говорит скульптор, что его произведение вызовет такую неожиданную реакцию, он бы вообще не делал эту скульптуру.
Ямпольская убеждена, что «есть вещи, которыми нельзя баловаться». И все проявления неуважения к плакатам или литературным произведениям о ВОВ нужно пресечь. Она поделилась таким воспоминанием: «Я помню, как, будучи молодой журналисткой, присутствовала во МХАТе у Табакова, где студенты школы-студии запели «Враги сожгли родную МХАТу».
Такие шутки, по словам Ямпольской, сродни игре в футбол батоном хлеба. Так что ждем новое законодательное ограничение, которое затронет кавээнщиков, стендаперов «Камеди», авторов рекламных слоганов, поэтов, прозаиков, драматургов и очень-очень многих?
«Почему вы вводите все новые и новые запреты?». Этот не прозвучавший в зале вопрос Ямпольская задала сама и сама на него ответила — они помогают соблюдать санитарные нормы общественной нравственности. В общем, больше запретов хороших и разных.
Но кое-что нам разрешат.
Кинопрокатчикам — разрешат в период вынужденного простоя освоить новые формы работы и проводить кинофакультативы для школьников, причем крутить фильмы будут не просто так, а с лекционной вводной частью.
А еще разрешат и всячески поддержат рублем развитие народных промыслов, чтобы мы могли «жить среди красоты, к которой привыкли наши предки». Видимо, детские площадки в виде теремов или остановки в старорусском стиле мы увидим уже очень скоро.