Такие сериалы у нас очень любят как хвалить, так и критиковать. Здесь есть где разгуляться. Можно восхищаться игрой звезд или безжалостно ей возмущаться, придирчиво оценивать исторические детали и вообще рассуждать о том, как все на самом деле было.
Наименее дальновидно ведут себя те, кто зачем-то сравнивает современные фильмы о событиях сороковых годов прошлого века с киноэпопеями Озерова или с «Семнадцатью мгновениями весны». Обычно так делают те, для кого такая киноклассика стала сильным впечатлением молодости, и на ее фоне любой фильм, где есть люди в советской и немецкой форме, конечно же, покажется довольно блеклым.
Блеклость картинки «Начальника разведки», правда, воспринимается как плюс. Превратить все, что творилось в соответствующем советском ведомстве перед началом войны, в некое подобие шпионского нуара кажется решением куда более интересным, чем в очередной раз смаковать ретро-штампы в виде больших машин и музейных интерьеров.
Вообще, визуальная сторона дела в местных сериалах все чаще вызывает минимум претензий и иногда явно обгоняет то, что напрямую связано с людьми, то есть игру актеров, сценарные диалоги и прочие детали, которые могут испортить самую красивую картинку. Как бы сделать так, чтобы люди в кадре не произносили «речевки на маевке»? Именно так один из народных критиков охарактеризовал некоторые эпизоды «Начальника разведки».
Будет, наверное, справедливо заметить, что подобные речевки появляются в «Начальнике разведки» реже, чем в других подобных проектах. Может быть, это следствие того, что граница между добром и злом здесь скорее нарисована пунктиром, чем вырублена топором. А может быть, неизбежный карикатурный флер, что сопровождает появление в кадре одиозных государственных лиц, благодаря приглушенной картинке не так режет глаза.
Звездный состав проекта, конечно, вызывает смешанные эмоции. Когда в кадре Игорь Петренко в роли многоопытного силовика или Екатерина Волкова в образе femme fatale, сразу возникает ощущение, будто все это уже показано, причем много раз. Но вот появляются Артем Ткаченко и Иван Добронравов, игра и образы которых немного рушат, казалось бы, крепкую схему местных историко-героических сериалов.
Главный герой, тот самый начальник разведки Павел Фитин в исполнении Сергея Марина, и вовсе получился не медальным профилем, а неожиданно живым человеком. Не факт, что роль Марина превращает весь сериал в зрелище, которое нельзя пропустить. Но за актера можно порадоваться. По крайне мере в его интерпретации советское лицо не напоминает фотографию с доски почета.
MTV КАК НОСТАЛЬГИЯ ПО ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХЕ
К большому сожалению, под санкции все чаще попадают кино, музыка и телевидение. Очередной жертвой лихого времени стал канал MTV, который уходит из России, и возможно, навсегда.
Если начистоту, то этот «уход» скорее формальный, потому как в ментальном смысле музыкальная легенда нас покинула гораздо раньше, когда началась ее перезагрузка под формат телевидения новой эпохи. В последнее время на канале хотели вернуться к тому, за что MTV любили в конце девяностых и начале нулевых. То есть за музыку и шоу вроде «12 злобных зрителей», которое даже реанимировали, но это как будто мало кто заметил.
Вообще, перезагрузки того, что когда-то имело бешеный успех, редко получаются удачными. Они могут быть гораздо круче с точки зрения телевидения, но телехиты любят, как правило, не за суперкартинку, а за человеческий фактор, что перезагрузить очень сложно.
Тем не менее миллионы тех, кто был подростком чуть больше двадцати лет назад, вряд ли забудут бесконечный эфирный праздник, когда включить телевизор означало включить MTV. Даже если вспоминать лучшие годы канала с холодной головой, трудно не отметить поистине поколенческую значимость тех же злобных зрителей, «Бодрого утра», «Shit-парада», а также сериалов вроде «Бивиса и Батхеда», «Клиники», «Клавы», которые просто взломали сознание молодежи того времени.
Радует, что герои канала сохранили неплохую форму и иногда даже фирменную несерьезность. Конечно, сейчас Ольга Шелест, Антон Камолов, Тутта Ларсен, Ирена Понарошку и другие бывшие ведущие MTV занимаются совсем другим телевидением. Сейчас все стало совсем по-другому. И ностальгия по тем временам, когда телевидение кипело страстями, скорее печальная, чем светлая. Она прямо как строчка из главной песни популярного сериала: «…думали, это весна, а это оттепель».