Влияние сериала проявляется особенно наглядно, когда публика начинает одеваться в стиле главных героев. И если косплеить персонажей «Эйфории» и других телехитов, сюжет которых разворачивается в наше время, не так уж сложно, то нарядиться «козырьками» требует некоторых усилий.
Но фанаты рады стараться. Так, в 2019 году в британском городе Дигбите прошел целый фестиваль «Острых козырьков», и это были далеко не посиделки в пабах, а концерты, театральные постановки, музейные экспозиции и, конечно, модные дефиле. Ретро всегда в цене, но под влиянием сериала интерес к такой одежде активизировался настолько, что люди предприимчивые решили действовать.
Например, главный создатель сериала Стивен Найт открыл свою марку одежды, под которой предлагаются те самые, как будто с экрана, кепки, костюмы, пальто и рубашки в стиле двадцатых. Знаменитый футболист Дэвид Бекхэм тоже имеет интерес к модному бизнесу и как совладелец одного из брендов предложил три года назад целую коллекцию, стилизованную под образы «козырьков».
Работа над подбором одежды для самого сериала начиналась с архивов. Название шоу пришло из популярной городской легенды о том, что настоящие гангстеры тех времен вшивали в козырьки своих кепок-восьмиклинок лезвия, которые могли служить дополнительным «аргументом» в драке. На самом деле это выдуманный бандитский ритуал, а банду «Острых козырьков», наводившую ужас на Бирмингем, прозвали так только из-за формы их любимых кепок.
Как рассказывала Стефани Колли, художница по костюмам первого сезона шоу, главное вдохновение она нашла в книге Питера Дойла «Мошенник как мы», где были собраны в том числе и фотографии австралийских преступников двадцатых годов. Прически для героев тоже подсмотрели именно там.
Сейчас подобные стрижки стали частью каталогов, наверное, всех модных салонов, однако перед началом съемок Киллиана Мерфи и других актеров пришлось долго уговаривать сделать прически, казавшиеся жутким уродством. После Первой мировой войны мужчины из бедных слоев общества стриглись так для защиты от вшей; после выхода сериала в 2013 году бритый затылок и зачесанные назад волосы являются своего рода броней перед угрозой прослыть персонажем, ничего не понимающим в моде.
Впрочем, культ «козырьков», конечно, не только в моде. Стивену Найту удалось свести в один сериал очень многое из того, что нравится зрителям в гангстерском кино. Прежде всего, это богатый исторический контекст. Банда — настоящая (правда, ее деятельность относится скорее к концу девятнадцатого века, а к началу развития сюжета сериала, то есть к 1919 году, «козырьки» практически стали историей), события, на фоне которых идет повествование, прямо из учебников (здесь и легендарная британская стачка, и биржевой обвал, ставший началом большой экономической депрессии, начало эры фашизма, молодой Черчилль и другие политические деятели эпохи), наконец, болезненный шлейф от Первой мировой и предчувствие новой катастрофы.
Еще одним козырем сериала, конечно, является харизма главного героя — Томаса Шелби. Совсем молодой человек, при этом ветеран войны с типичным набором психических расстройств, часто являющихся причиной жестокости и склонности к суициду. Для Киллиана Мерфи эта роль, возможно, станет «агентом 007» в его фильмографии, с той лишь разницей, что в его случае критики не жалели комплиментов, в отличие от их реакции на фильмы про Бонда с Дэниелом Крейгом.
Наверное, Томас Шелби мог бы тянуть весь сериал, но кроме него в сценарии есть не менее яркие персонажи. «Острые козырьки» явно не их тех проектов, в которых главный герой выполняет функцию основного блюда, а остальные являются гарниром. Вся семья Шелби окутана интригами и заговорами, при этом являясь образцовой мафиозной ячейкой со своим весьма патриархальным, но часто гуманным кодексом отношений.
Старший брат Томаса, Артур Шелби, в исполнении Пола Андерсона старается быть главным в семье, но явно проигрывает младшему в смекалке, что становится причиной комплекса неполноценности. Наконец, тетушка Полли (поистине королевский выход Хелен Маккрори), дама, практически выполняющая функции крестного отца, в своих деловых костюмах прямо идеальная обложка феминистского журнала, что, возможно, надуманно, исходя из реалий двадцатых годов прошлого века, но невероятно круто сейчас.
Каждый из шести сезонов сериала посвящен определенному семейному делу. В ходе движения Шелби к деньгам и влиянию на их пути возникают враги, которые от эпизода к эпизоду проявляют себя во всей коварной сущности. Потом Томми и единомышленники подходят максимально близко к своей гибели, но в последний момент находят силы забыть личные интересы и вступить в схватку за семью. Даже самые преданные поклонники шоу, скорее всего, не могли предсказать развязку, но схема, по которой построено действие, тоже является одним из факторов успеха. Публика не понимает, что из всего этого получится, но явно осознает, что она получит, двигаясь по каждому сезону шоу.
Отрицательные персонажи в гангстерских фильмах часто даже близко не подходят к главному герою по уровню харизмы. Но в «Острых козырьках» одного из врагов Шелби играет Том Харди. Его Алфи Соломонс привлекает не меньше внимания, чем персонаж Киллиана Мерфи, и, возможно, для многих фанатов сериала объединение Томаса и Алфи в последнем сезоне является чем-то вроде хеппи-энда.
В России гангстерские саги — один из важных жанров. Для популярности таких сериалов у нас, можно сказать, подготовленная почва, к тому же сюжеты вроде того, что разворачивается, например, в «Бригаде», уже брались на вооружение в других проектах, рассчитанных на разную аудиторию. Но ажиотаж вокруг «Острых козырьков» (о главном герое даже сочинили русскоязычную песню, положив ее на нарезку из сериала) основан еще и на том, что местным проектам категорически не хватает стиля и лоска. И костюмы здесь не те, и хиты Боуи, Кейва и Radiohead в качестве саундтрека рассматриваются крайне неохотно.