В Москве вручили китайский «Оскар» за Че Гевару

Режиссер Вячеслав Красько впервые сел на мотоцикл, чтобы проехать по маршруту своего героя

В Москве представители китайского посольства от имени Китайской академии документального кино вручили «Оскар» за «Лучший документальный фильм на иностранном языке» режиссеру Вячеславу Красько. Он снял 40-минутную неигровую картину «Я, Че Гевара. История, рассказанная от первого лица». Таким образом, награда, существующая с 2011 года, впервые досталась российскому режиссеру.

Режиссер Вячеслав Красько впервые сел на мотоцикл, чтобы проехать по маршруту своего героя
Вячеслав Красько с китайским "Оскаром".

Она была учреждена к 100-летию китайского документального кино. А ее символом и воплощением стал не крепкий человек с упругой грудью, увековеченный в американской статуэтке «Оскара», а неподъемная кинокамера на штативе. В Москву тяжеловесный груз доставляли почтой. Торжественная церемония проходила в Пекине 29 декабря 2021 года, и Вячеслав Красько конкурировал с картинами из Южной Кореи, Белоруссии и США. Поскольку сам он  не мог поехать в Китай, награду за него получили  президент пекинской компании «Чуаншицзи» У Цзян и пресс-атташе посольства РФ в КНР Георгий Егоров. 

На той же церемонии в номинации «За выдающийся вклад в развитие международных коммуникаций» наряду с британским документалистом  и двукратным лауреатом американского «Оскара» Малкольмом Кларком и индийским продюсером Викрамом Чанна удостоен награды и российский продюсер, президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий Рузин. Совместно с китайскими коллегами он создал три  фильма и один сериал. Собственно, это  Валерий Рузин  и отправил  картину о молодом Че Геваре на конкурс в Китай.  

Как и полагается на «Оскаре», пусть и не американском, Вячеслав Красько благодарил родственников, особенно жену, рожавшую первенца в тот момент, когда Слава монтировал  фильм.  Кстати, в титрах он именно Слава, не Вячеслав. «Фильма могло и не быть, – говорит режиссер. – Моя мама испугалась, узнав, что я один собрался ехать в Латинскую Америку на мотоцикле, на котором до этого никогда не ездил, без знания испанского языка». 

«Я, Че Гевара. История, рассказанная от первого лица» – своего рода документальная версия  нашумевшего еще в 2004 году на Каннском кинофестивале «Дневника мотоциклиста» Вальтера Саллеса. Тот фильм тоже рассказывал о путешествии молодого Эрнесто Гевары в 1952 году с другом Альберто Гранадо по Латинской Америке. А основан он на их дневниках.  Фильм Саллеса тоже получил «Оскар», но американский, за песню. 

Когда Слава Красько отправился в аналогичное путешествие, латиноамериканские СМИ сообщали, что русский проехал дорогой  Че Гевары на мотоцикле. А купил он его в Буэнос-Айресе. Почти такой же как у его героя. Благодаря этому и появился потом дебютный фильм Красько о молодости команданте, в ту пору студента мединститута из Буэнос-Айреса, и его головокружительном путешествии.  Тщательно были изучены его дневники конца 1940-х – начала 50-х, письма, написанные отцу и даже тете Беатрис, проза, стихи, который звучат в фильме. Студентка-филолог специально для Славы их перевела с испанского языка на русский. 

Снимались в картине очевидцы событий, которых надо было не только найти, но и добиться права на съемку. Их много, и все они очень яркие люди. Это младший брат Че Гевары – Хуан Мартин Гевара, младший брат невесты Чичины, друзья детства, один из которых знал Эрнесто с четырехлетнего возраста. Рассказывают они много удивительных историй. В родительском доме Че Гевары был один туалет на семерых, а Эрнесто любил сидеть там с книгой, создавая очередь. Родной брат вспоминает, как их отец учил детей стрелять, даже сестер. Многие теперь говорят, что он был ужасным человеком, но с этим не согласен один из друзей его знаменитого сына. Че был врачом, и у него была астма, из-за которой он не мог в детстве посещать школу.  «Эрнесто  знал, что у него изнашивается сердце, поэтому и жил быстрее», – считает его друг, глядя на которого, кажется невероятным, что и сам Че мог бы теперь быть таким.  

Молодой Че Гевара в фильме Вячеслава Красько. Пресс-служба «Артдокфеста».

Возлюбленная будущего героя происходила из правящего класса, богатой семьи. Так что ничего серьезного быть у них не могло. Родители девушки, по словам ее младшего брата, были против ее  серьезных отношений с Эрнесто. Мать приказала Чичине написать ему письмо о разрыве. Теперь ее брат утверждает, что Эрнесто не казался тогда человеком, который мог вести нормальную жизнь.  «Чтобы состояться, ему надо было убивать людей». 

Он мог бы так и остаться врачом в лепрозории. В фильме о том периоде его жизни рассказывают сотрудники учреждения, наверняка уже бывшие – медбрат с 18-летним стажем, водитель и его взрослый сын. Эрнесто запомнился им веселым и дружелюбным человеком.  Его близкие говорят, что, проехав по Латинской Америке, Че Гевара понял, что там происходит, и стал революционером. Архивные кадры народного волнения, когда тысячи людей выходили на улицы городов, поражают своим размахом. 

Вячеслав Красько и сам оказался человеком с яркой биографией. Он член Союза кругосветчиков России, выпускник Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, а также Парижского экономического университета. Как он рассказал «МК», был финансистом, строил Олимпийскую деревню в Сочи. В какой-то момент круто изменил жизнь, оставил работу в крупной компании, где занимал руководящий пост, и отправился на 14 месяцев в кругосветное путешествие. Позднее написал о нем книгу, снял фильм. В 2018 году Слава окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, учился в мастерской игрового кино у Владимира Хотиненко, Владимира Фенченко и Павла Финна. И главное, что понял в годы учебы, – это то, что в основе любого кино лежит чувство. 

На картине работали его однокурсники. Наталья Кудряшова (не путать с ее  тезкой, актрисой и режиссером фильма «Герда») стала соавтором сценария и редактором, а Станислав Лебедев – продюсером. Слава говорит, что его фильм о том, как разбудить в душе героя. «Многое о нем снято. Я видел все фильмы. Обычно в них запечатлено детство и юность, знакомство с Фиделем Кастро, смерть в Боливии. Но это не те темы, которые вызвали мой интерес. Он свободно говорил на французском, поскольку его мама окончила французскую монашескую школу. Мы основывались на его дневниках и воспоминаниях тех, кто его знал, и рассказали историю от первого лица. Она не про революцию, а про человека, который на трудном участке пути меняет судьбу. Я хотел исследовать на его примере, тогда еще молодого парня, отправившегося в путешествие, как рождается характер и новый человек. Тогда он был простым парнем, студентом, беспокойным человек, которого волновало положение простых людей. Он их увидел во время путешествия. У него были непростые отношения с невестой, а потом появилась идея служения, и это было уже другое счастье. В фильме звучат тексты Че Гевары, его рассказ «Камень», стихи. Так может писать внутренне состоявшийся человек, а это счастье». 

Режиссер Вячеслав Красько.

Как выяснилось, Че питал гораздо большую симпатию к Китаю, чем к СССР, и Мао ему был ближе Хрущева. Разведчик Леонов, с которым встречался Слава Красько, рассказал, что то, что Че Гевару сдали в Боливии, – дело рук брежневской разведки.

Слава хочет снять вторую часть фильма, как он говорит, о периоде формирования личного состояния, когда Че Гевара вернулся из путешествия, получил диплом. А из второго путешествия уже не вернулся. Для этого понадобится вновь проехать через Латинскую Америку, но уже другим путем, добраться до Гватемалы и Боливии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру