В «Школе современной пьесы» назвали режиссера-победителя

«Действующие лица»: чертова дюжина

В Московском театре «Школа современной пьесы» прошел финал 19-го Международного конкурса современной русскоязычной драматургии «Действующие лица». Драматургам-победителям были вручены дипломы и авторские экземпляры сборника «Лучшие пьесы 2021 года». По традиции сразу после вручения дипломов состоялась лаборатория «Класс молодой режиссуры», на которой 13 молодых режиссеров представили свои режиссерские заявки на постановку спектаклей по пьесам из шорт-листа. Определен победитель конкурса — им стала студентка 3-го курса ГИТИСа мастерской Иосифа Райхельгауза Мария Федосова. В следующем сезоне она поставит на сцене ШСП пьесу Павла Соколова «Проверка». Эта же работа получила и приз зрительских симпатий.

«Действующие лица»: чертова дюжина
Класс молодой режиссуры. Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

тестовый баннер под заглавное изображение

Драматургических конкурсов много. Но конкурс «Действующие лица» — единственный и неповторимый. По той причине, что судят его исключительно режиссеры, да еще и молодые. А церемония награждения драматургов проходит в виде творческой лаборатории «Класс молодой режиссуры», в ходе которой демонстрируются режиссерские этюды на основе пьес-победителей. И это тоже — конкурс: лучшая заявка принимается театром. Организаторы — театр «Школа современной пьесы» — гордо называют свой конкурс странным словом «режиссерскоцентричный». Что же они под этим понимают?

Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы» и конкурса «Действующие лица», автор только что вышедшего учебника, который так и называется — «Во всем виноват режиссер»:

— В театре главное лицо — режиссер. Пьеса (пусть не обижаются драматурги) — основа для создания спектакля, автором которого является режиссер. Поэтому жюри нашего конкурса последние 14 лет состоит из начинающих постановщиков, студентов и выпускников мэтров режиссуры — Олега Кудряшова, Сергея Женовача, Юрия Погребничко, только что покинувшего этот мир Леонида Хейфеца… Они выбирают пьесу, исходя из простого, но беспроигрышного принципа: что я хочу поставить на сцене.

Режиссер-победитель Мария Федосова. Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

Пять с половиной часов при полном аншлаге (лаборатория всегда собирает огромное количество публики — как профессионалов, так и любителей театра) шел показ режиссерских заявок. Особенно интересно было видеть разные режиссерские заявки на одну и ту же пьесу.

— В этом году КМР представлен режиссерами одной мастерской — Иосифа Райхельгауза, — говорит арт-директор конкурса Екатерина Кретова. Как шутит Иосиф Леонидович, он «воспользовался своим служебным положением и все отдал своим». Но при этом очевидно, что у многих из этих третьекурсников есть свой почерк, свое лицо. Поскольку я читала все конкурсные пьесы, могу с удивлением отметить, что именно в этом году наши молодые режиссеры с огромным пиететом относятся к авторскому тексту и почти не пытаются «прирастить» собственные смыслы к тому, что придумано драматургом. При этом формы, жанры и приемы очень разнообразны.

Короткое обсуждение после показа — и интригующий момент: администраторы собирают у зрителей листы для голосования — проводится конкурс на приз зрительских симпатий. Его получает Маша Федосова за эскиз «Проверка» по пьесе Павла Соколова.

Сцена из спектакля «Проверка». Фото: Петр Захаров, предоставлено пресс-службой театра.

Ну, и высшая точка конкурса — объявление победителя. Мнение художественного руководителя театра совпадает с точкой зрения зрителей: Мария Федосова оказывается победителем «Класса молодой режиссуры».

— Больше всего меня потрясло, что мой эскиз выбрали зрители, — говорит Мария Федосова. — Мнение профессионалов всегда основано на своде правил. А зрители руководствуются чувствами. Поэтому их мнение очень ценно. «Проверка» — тяжелый и довольно сложный материал. Думаю, что спектакль будет отличаться от заявки в сторону очеловечивания и объема.

Конкурс 2021 года оказался невероятно плодовитым. Из призовой десятки одна пьеса уже поставлена на сцене ШСП — «Бешеный хворост» Олега Маслова. Еще одну — «Женское счастье» Михаила Барщевского и Екатерины Кретовой — репетирует Марат Гацалов. Премьера в начале следующего сезона. И вот теперь добавилась «Проверка». Хороший стимул для современных драматургов. Следующий конкурс «Действующие лица» станет юбилейным — проводится в 20-й раз. Прием пьес уже идет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28768 от 20 апреля 2022

Заголовок в газете: «Действующие лица»: чертова дюжина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру