В обращении главы Госагентства Украины по вопросам кино Марины Кудерчук к президенту фестиваля Пьеру Лескюру говорится о том, что пока идут боевые действия на территории ее страны, недопустимо представлять на одной площадке фильмы Украины и России, поскольку это приведет к смещению фокуса с ужасов происходящего и борьбы украинцев за свою идентичность на привлечение внимания к «российской пропаганде относительно примирения через культуру». Недопустимо, чтобы Россия представляла свою картину в то время, когда украинские кинематографисты вынуждены участвовать в боевых действиях, прятаться в бомбоубежищах, заниматься волонтерством в тылу. Они лишены возможности снимать кино, как Серебренников. «Россия лишила их такой роскоши», — сказано в обращении. Все-таки одна украинская картина — «Видение бабочки» Максима Наконечного — вошла в конкурсную программу «Особый взгляд».
Это не первое обращение украинских кинематографистов с требованием бойкота российского кино в мире. В конце февраля, после начала спецоперации, дирекция Каннского кинофестиваля сделала заявление о том, что официальная российская делегация не сможет участвовать в киносмотре, но запрет не распространялся на независимые проекты. «Жена Чайковского» как раз таковым и является. Фильм снят не на государственные деньги. Но в сложившихся обстоятельствах кто будет разбираться в нюансах?
Сама ситуация для Каннского фестиваля не новая. Не раз уже в его адрес поступали заявления, иногда ультимативные, с требованием заблокировать участие той или иной картины. Так было с фильмом «Арарат» канадского режиссера армянского происхождения Атома Эгояна, когда возникли разногласия с турецкой стороной. Не раз возникали конфликты, связанные с показом израильских картин, и тогда выступала против Палестина. Дирекция фестиваля от своего выбора не отказывалась.
Нынешние дискуссии вокруг Серебренникова затрагивают его дружбу с Владиславом Сурковым. Кто-то не считает его борцом с режимом, а кто-то уверен в том, что он достаточно пострадал в связи с делом «Седьмой студии», подвергался преследованиям. Ему предлагают самому отозвать фильм, а фестивалю — вообще самоотмениться и тем высказать свое отношение к происходящему на Украине.
Любопытно, что еще одну каннскую программу «Двухнедельник режиссеров» откроет история овдовевшего солдата и его дочери «Скарлет» итальянского режиссера и большого поклонника российской культуры Пьетро Марчелло. Это копродукция Германии, Франции и Италии. В этот раз Марчелло вдохновили «Алые паруса» Александра Грина. Фильм он снимал во Франции и на французском языке с Луи Гаррелем и Ноэми Львовски в главных ролях. Сопродюсером картины стал Илья Стюарт, постоянно работающий с Кириллом Серебренниковым, продюсировавший «Жену Чайковского».
«Пьетро Марчелло вдохновляется и вольно интерпретирует нашу классику, «Алые паруса» Александра Грина, сохранив классические элементы сказки, преданность романтическому реализму и оставаясь абсолютно верным своему уникальному почерку», — рассказал Илья Стюарт. Сам он вырос в Австралии, но в последние годы работал в России.
Пьетро Марчелло уже экранизировал «Мартина Идена» Джека Лондона, вдохновившись советским телеспектаклем с Юрием Богатыревым и Ириной Печерниковой. Его кумир — Марлен Хуциев, с которым он успел познакомиться на фестивале в Локарно. Пьетро также снял документальный фильм «Молчание Пелешяна» о выдающемся российском документалисте Артавазде Пелешяне.