«Большая мать» представляет собой вырезанную из дерева женщину, мясистое тело которой опутано веревками, которые тянут маленькие мужики, пытаясь «свергнуть» ее с железного постамента. «Мать» Кулика вооружена. Рядом с ней — отрывок из «Песни Великой матери» Николая Клюева. Поэма посвящена современному Апокалипсису и грядущему воскресению России. Ее поэт писал в ссылке шесть лет и закончил незадолго до расстрела НКВД в 1937 году.
Художник Кулик — скандальный персонаж, его инструментом всегда была провокация. В начале 1990-х он прославился как человек-пес — выходил на московские улицы голышом на поводке и в наморднике. Потом Кулик гастролировал с этим перформансом по музеям Европы и Америки, а в середине 1990-х даже организовал на родине «Партию животных».
Но время сейчас горячее — эмоции через край, и позиция в искусстве решает все. Судя по позиции Кулика, его искусство назовут «дегенеративным».
Кстати, выяснилось, что «Большая мать» сделана несколько лет назад и, видимо, совсем по другому поводу. И, возможно, тогда она и считалась просто бабой, не возбуждающей ни на что, кроме ненависти художника ко всему женскому роду. Однако сегодня многое читается по-другому — и понятие художника, и понятие свободы, и его ответственности перед обстоятельствами и собственной нацией. Думал ли Кулик и тот, кто его выставлял, как прозвучит его «Мать» сегодня? Вряд ли. Он получил то, на что всегда рассчитывал, — скандал. Захар Прилепин назвал творение Кулика «страшной бабищей», а депутат Александр Хинштейн уже обратился в Следственный комитет по поводу скульптуры.