Вместо «кучерявой» аллюзии на советский имперский стиль, художники представили одно слово: «Конечная». И это не только авторская позиция, но и некий рубеж, который говорит о том, что культурный процесс, как и вся жизнь, разделились на «до» и «после».
События последнего времени отражаются на культурном процессе странным образом. С точки зрения этики создавать «иллюзию нормальности» странно и неуместно, а с точки зрения психологии – человек может только то, что может и умеет, то есть заниматься свои делом. Поэтому с одной стороны – арт-рынок начинает разогреваться, но на его «сковородке» жарятся исключительно румяные пирожки.
Чтобы понять смысл этой метафоры, достаточно было посетить недавние арт-ярмарки – Art Russia и Арт-Москва. Искусство здесь, даже талантливое и тонкое, смотрится весьма декоративно и интерьерно. Беззубо. О повестке дня почти ничего не напоминает, наоборот, перед нами красивая ширма, которой можно отгородиться от текущих событий и хотя бы ненадолго забыть об информационном потоке, окунувшись в хлопоты подбора интересного экспоната для своей персональной арт-стенки.
На фоне этого парада «винтринного» искусства иные процессы происходят в среде концептуальных художников. Говорящий пример – выставка «Станция «Конечная».
Авторы – Полина Егорушкина и Мария Саркисянц – задумывали проект на «Фабрике» концептуально-зрелищным. Планировалось, что экспозиция будет представлять собой открытие новой станции в духе советского метро с мозаичным панно «Моя Россия», где изображено залитое солнцем пшеничное поле, в центре которого лежит человек с обнаженным торсом, мечтательно смотрящий в небо.
Нарядный интерьер станции собирались дополнить имитацией гигантской люстры в стиле сталинского ампира. Вокруг должны были гудеть торжественные звуки проезжающего в тоннеле поезда. На открытие выставки планировалось устроить чинную церемонию с официальными лицами в пиджаках. «Гости выставки должны были почувствовать себя чужими на этом празднике, случайно попавшими на официальное мероприятие», – гласит пояснение авторов. Однако все это оказалось неуместно в новой реальности.
Поэтому ироничное высказывание превратилось в концептуально-минималистское. Пространство зала Арт-Хаус осталось чисто белым, и только на одной стене мы читаем название – Конечная. Шрифт и оформление букв выполнены так, что не остается сомнений – авторы переносят зрителя на метафорическую станцию метро. Приехали: «Конечная». Этот, казалось бы, негромкий и локальный проект, ставит диагноз и всему состоянию культуры в России. По крайне мере, той, что занимается осмыслением, а не украшательством.