На выставке в бомбоубежище художники поставили зрителей под автомат

Шестое вымирание показали в подземелье

На входе в галерею «Бомба» публику встречает красный автомат, который крутится вокруг своей оси на подиуме-платформе. Чтобы увидеть выставку, посвященную вымиранию животных и растений, нужно встать под дуло или на секунду почувствовать себя стрелком. Арт-объект «Каждый» художника Андрея Митенева с порога заставляет задуматься о разрушительной силе человека. В нескольких залах бывшего бомбоубежища мы находим результаты экспансии. 20 художников выбрали по жребию один из видов уже вымерших животных или растений и представили их возрождение в будущем. Возможно ли восстановление утраченного и сможет ли человек извлечь уроки из содеянного?

Шестое вымирание показали в подземелье

Говорящая метафора Андрея Митенева, с которой начинается проект «Шестое вымирание», изначально задумывалась как оммаж на известную считалку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Но потом от мнемонической фразы для запоминания последовательности цветов радуги осталось одно главное слово — каждый. Последние события способствовали артикуляции вопроса — кто виноват и что делать? Действительно ли каждый? С этим сложным ощущением мы отправляемся на выставку-конструктор, где воображается утопический мир, где люди решили воскресить канувших в небытие созданий природы. С помощью лотереи куратор выставки Евгения Белякова разыграла между художниками виды вымерших животных и растений, которые каждый из участников, не глядя в Интернет, вообразил живьем.

Вот, например, адская поганка. Вид птиц, похожих на уток, исчез с лица Земли в 1989 году. Художник Михаил Плохоцкий соединил историю о вымершей птице с другим сюжетом — случившимся через пару нет после того, когда последняя пара из отряда пангообразных вымерла. 21 января 1992 года в Тихом океане корабль, перевозивший 30 тысяч резиновых утят, попал в ураган. Игрушки из пластика отправились в свободное плавание и спустя три месяца 20 тысяч из них достигли берегов Индонезии, Австралии и Южной Америки. Однако история уток-путешественниц на этом не заканчивается — тысячи желтых резиновых утят так и странствуют по планете, заявляя «о будущем из своего безнадежно резинового прошлого». Утята в галерее «Бомба» плывут за сетчатым забором, который отделяет арт-пространство от опасной зоны, накрытой рубероидом. Никто точно не знает, что под ним скрывается, но наступать на покрытие нельзя, поэтому оно отгорожено от зрителей. Зато освещено фиолетовым светом, в лучах которого желтые резиновые уточки смотрятся эффектно, отчего метафора «случайного» загрязнения природы становится особенно объемной. Действительно, человек иной раз разрушает планету ненамеренно, сама природа вмешивается в какие-то процессы, но разве это освобождает его от вины за исчезновение видов?

Неподалеку от адской поганки расположился тусотеутис двуглавный головоногий. Этот род головоногих моллюсков, напоминающих кальмаров, не живет в морских глубинах давным-давно. И все это время ученые спорят о его названии, размерах и образе жизни. Поэтому художник Роман Головко изобразил тусотеутис мутирующим — в процессе изменения ДНК. Ученые не могут определиться с вопросом о том, когда исчез этот вид, то ли в меловой период, от ли на исходе ХIХ века, однако исчезнувшее животное, оказывается, присутствует в нашем мире. Его скелет художник изображает так, что он напоминает двуглавого орла, распятого на полу на хирургическом столе. В этом сравнении есть документальная правда — древний кальмар действительно напоминает гербовый символ империи. Есть в нем нечто недостижимое, завораживающее, возвышенное и поверженное, мы наблюдаем за его распластанным телом среди звуков неясного, сливающегося шума. Будущее планеты столь же неопределенно, как прошлое этого вымершего вида.

Не менее мифическим выглядит конь-олень от художника Сергея Катрана. Это животное, по одной из версий, является отпрыском-продолжением легендарного единорога. «Наследник королевства Гуигнгнм (из «Путешествия Гулливера». — М.М.) объединяет в себе лучшие морально-этические качества всех разумных существ Вселенной», — пишет художник о виде, который ему выпал лотерейным образом, и тем самым подводит черту под проектом «Шестое вымирание».

Мы, люди, — сознательно или нехотя — уничтожаем себе подобных или собратьев по планете, которые имеют такие же права на обитание, как и мы с вами. Художники, участвующие в проекте «Бомбы», в своей фантазии реконструируют мир, в котором исчезнувшие соседи по планете становятся жителями настоящего и напоминают нам об уничтоженном. О намеренной или ненамеренной жестокости. Импульс любого здравомыслящего человека, размышляющего о шестом вымирании, которое охватило планету (пятым было вымирание динозавров), восстановить все, как было. Ведь никому не хочется жить в пустыне. Но стремительность процессов вымирания животных и растений говорит о необратимости процесса, где главной движущей силой является человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру