Ящики с российскими картинами полежали в музее Атенеум (Хельсинки), потом их снова погрузили в грузовики и отправили домой. 12 апреля работы добрались до Москвы – большая часть произведений как раз выезжали на западные выставки из столицы. Третьяковская галерея, например, отпускала на гастроли знаковую работу Василия Кандинского «Красная площадь».
Это одно самых жизнерадостных произведений мастера. Оно так и искрит эмоциями, и это неспроста. Дело в том, что Кандинский написал картину сразу после знакомства со своей будущей женой Ниной Андриевской.
Зимой 1915 года художник ненадолго вернулся в Москву из Германии, собирался оформить документы на развод с Анной Чемякиной, потому что его возлюбленная Габриэла Мюнтер настаивала на свадьбе. С бывшей студенткой он жил к тому моменту уже больше 10 лет. Несмотря на то что Кандинский был женат, он обручился с Габриэлой еще в 1903 году. Однако его визит в Москву за документами окончился свадьбой с другой девушкой.
Нину, которая была младше избранника за 30 лет, он полюбил по голосу. Однажды позвонил другу, а трубку взяла его родственница – Нина Андриевская. Роман был головокружительный, но не мимолетный.
Нина стала супругой, сподвижницей, подругой – всем для именитого мастера. Она оставалась с Василием Кандинским до последнего дня (он скончался в 1944-м), а после смерти мужа занималась организацией его выставок и учредила премию его имени.
Картина «Красная площадь» – памятник их любви. Эта работа обычно висит в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу (на четвертом этаже) и приковывает взгляды посетителей своей чувственной искрометностью. Теперь, после финских приключений, искусствоведы трепетно достали ее из ящика, осмотрели со всех сторон и скоро вернут на привычное место.
Вместе с «Красной площадью» вернулись на родину еще несколько сотен картин и скульптур, которые входят в собрания Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, Пушкинского музея, а также музеев-заповедников «Царское Село», «Павловск» и «Гатчина».