— Владимир Геннадьевич, о вас говорят, что вы легко справляетесь с задачей поиска новых решений в узнаваемых образах. Это уже отмечено, к примеру, в композиции «Чарли Чаплин» и в деревянном портрете Леонардо да Винчи. Что вас вдохновило на создание этого образа?
— На его поиски почти восемь лет. Пересмотрел фильмы, перебрал сотни фотографий. Но чтобы до конца сформировалась идея памятника, нужно было определиться с местом его установки.
— Этот вопрос долго решался?
— Да. Рассматривался вариант дома-музея, но это не очень проходное место, и небольшой дворик рядом с центральной площадью. Но в итоге поняли, что это должно быть более открытое место, хорошо доступное. Поэтому остановили выбор на небольшом сквере на пересечении улиц Герцена и Кирова.
— Вы отталкивались от имиджа конкретного киногероя или от личности актера?
— Образ скорее собирательный, но поза узнаваема по киноленте "17 мгновений весны" — она достаточно звонкая, если можно так сказать. И я изобразил актёра именно в том возрасте, когда он снимался в этом фильме. Таков был запрос зрителей, поклонников его творчества. Люди больше воспринимают Тихонова сорокалетним.
— К плите, на которой будет размещена скульптура, кажется, были особые требования?
— Да, это многофактурная площадка, и бронзовые ступени на ней постепенно переходят в гранитные. В целом ее нужно рассматривать вместе с архитектурой, которая требовала острого решения. В угловой сквер хорошо вписывается треугольный постамент.
— У вас был интерес к деталям? Может вы спрятали в складках одежды какие-то особые символы и намеки?
— В этом памятнике минимум формализма (то есть нет условного решения задачи), все очень конкретно, подробно, фактурно. Это реалистическая скульптура. Например, в решении складок — прямые натянутые линии, тонкие на большом объеме. Это черты характера. Хотелось подчеркнуть тонкое вкусовое восприятие этого человека, а вместе с тем его спокойный и ровный характер. Знаете, в скульптуре процесс обработки увиденного состоит в обобщении, но когда мастер внимательно разбирается в деталях, это как правило даёт хороший эффект.
— Вы наверняка обсуждали с дочерью актера Анной эти эскизы?
— Безусловно. Семья принимала самое активное участие в поиске нужного ракурса и образа. Нам захотелось изобразить реальные ботинки Тихонова, которые он действительно носил. И Анна нашла такие ботинки. Мы обсуждали возможность нанесения татуировки "Слава", которая была у него на руке, но пока отказались от этой идеи, она никак не влияет в целом на его образ.
— Это будет скульптура или скульптурная композиция? Рядом никого не посадите?
— Думали изначально про собаку (у Тихонова были домашние питомцы), но пока отказались от этого решения. В перспективе, возможно, посадим ее у входа в музей. В целом есть желание насытить пространство интересными объектами, однако так далеко мы еще не заглядывали. Бог даст, все получится.