Во втором по значимости конкурсе, доступном в Сети, участвовала 21 картина. Гран-при получила «Страна в изгнании» Марии Борзуновой и Дарьи Мериновой «за создание средствами документального кино емкой и честной картины актуальной истории Белоруссии и ее граждан», сделанная в августе прошлого года. Анна Немзер, снявшая «Кандидатку в президенты» о Галине Старовойтовой, стала лучшим режиссером. Спецприза жюри удостоена «Третья волна» Константина Селина о коронавирусе.
В дни физически несостоявшегося фестиваля в Мариуполе погиб 45-летний литовский кинорежиссер Мантас Кведаравичюс, приезжавший когда-то на «Артдокфест». Многие критики знали его по Берлинскому кинофестивалю, где он в 2016-м представлял картину «Мариуполь», где город готовился к празднованию Дня Победы. Спустя шесть лет Мантас там погиб. Как настоящий документалист, он всегда находился в самых важных точках. В 2011-м он представлял в Берлине «Барзах», снятый в Грозном о страданиях простых людей, потерявших близких. Продюсировал фильм финский классик Аки Каурисмяки. А европейская публика удивлялась тому, что сияющий огнями город находится в Чечне, а не в ОАЭ. Картины были спорными, вызывали много вопросов, но упорство Мантаса, его стремление разобраться в самых сложных процессах поражало.
Несостоявшееся открытие фестиваля посетил «простой американский парень, который в курсе того, что происходит в России», музыкант Алекс Карлин. Его сорокаминутная картина Alex in Russialand, героем которой он стал, была заявлена в одной из программ. Карлин с рок-группой Alex Carlin Band объехал всю Россию в плацкартном вагоне и стал фанатом российских железных дорог, посвятил им песню. Одного из его русских музыкантов убили на остановке, на второго наехал мотоцикл. На экране мы видим страну, которой уже нет. «Русские — настоящие тусовщики, мой любимый тип. Я ночной житель, и это одна из причин, почему я переехал в Россию. Как выжить в Калифорнии, где бары закрываются в 2 часа ночи?» — объясняет он свой выбор. Алекс борется за сохранение климата и устраивает танцы на набережных Геленджика и Новороссийска. Его вечеринке нет конца. Однажды он танцевал без остановки 32 часа и попал в Книгу рекордов Гиннесса. До недавнего времени, а может, и сейчас, Алекс верил в российско-американское братство. Его рецепт выживания — умение оторвать зад от дивана. Его картина заканчивается анимационным кадром и надпись «Конец» в стиле советских фильмов-сказок. Он и сам какой-то сказочный персонаж — открытый и добрый, он разговаривает с привокзальным бюстом Ленина: «Все верно, Владимир?»
Надеждой на лучшее, спасением может стать театр, как это случилось с героиней фильма «Третья жизнь Марины Клещевой». Режиссер Елена Демидова снимала ее на протяжении четырех лет. Актриса из народа, у которой нет специального образования, а только тюремная самодеятельность за плечами, играет в Театре.doc, снимается в кино. Предлагают в основном, как она сама говорит, бабушек, соседок, бомжей, полупьющих героинь, приличных теток из Подмосковья. «Лето», «Петровы в гриппе», «Ученик» Серебренникова, «Кроткая» Лозницы, где Марина снималась, участвовали в Каннском кинофестивале. Но это далекая от нее жизнь, в реальности — нет жилья в Москве, и после спектаклей нужно искать ночлег. Живет она в Серпухове. Ее любимый муж Сергей сидит. Сына задушили на дискотеке в Смоленской области.
Первая жизнь Марины Клещевой оборвалась в двадцать лет, когда, как рассказала «МК» Елена Демидова, ее героиня глупо и почти случайно попала в тюрьму: «Одни дрались, другие за их спиной грабили. Посадили всех». Потом была недолгая воля и опять тюрьма, уже надолго. Марина отбывала наказание в Шаховской колонии, куда приехал Театр.doc ставить с заключенным спектакль. Произошло знакомство с драматургом, режиссером и основательницей этого театра Еленой Греминой, и открылся талант Марины. Участие в самодеятельности помогло ей досрочно освободиться. Она вернулась в родной Серпухов, работали на рынке и стала работать в Театре. doc. Так началась третья жизнь Марины.
Елена Демидова ставит камеру и фиксирует жизнь такой, какая она есть. Могла бы все сделать резче и ярче, но предпочла метод наблюдения. Мы следим за каждодневными событиями: как Марина передает мужу продукты, играет автобиографический стендап «Лир-Клещ», признается в любви к театру и невозможности заработать им на жизнь. Она провожает в последний путь основателей Театра.doc. Михаила Угарова и Елену Гремину. «Мы верим, что театр может изменить судьбу», — говорит еще живая и здоровая Елена. Как минимум одну судьбу она сама изменила. Марина Клещева увидела печать смерти на ее лице и, навсегда прощаясь, благодарит за то, что научила жить и любить по-новому.