— Мы говорим о конфискации? — задали главный вопрос финские журналисты на пресс-конференции.
— Таможня выдала ордер на конфискацию, — подтвердил Сами Ракшит.
По его словам, предметы искусства конфискованы как доказательства и подпадают под санкции. Речь, видимо, идет о запрете на ввоз роскоши, который был введен ЕС 15 марта. Расследование ведется на уровне ЕС, заявил глава финской таможни, и до его окончания ценности останутся в Финляндии. Тем не менее он отметил, что рано или поздно произведения будут возвращены России, поскольку являются собственностью РФ и Финляндия будет «учитывать международные договоренности о предметах искусства и музейные соглашения».
Судя по всему, финны не до конца уверены в том, что все содержимое грузовиков — это именно музейные экспонаты. По крайней мере, на пресс-конференции прозвучавшее слово «Эрмитаж» вызвало у представителей таможни некие смутные ассоциации. «Звучит знакомо», — цитирует финское издание «Yle» спикеров. Хотя официальное заявление на сайте финской таможни подтверждает принадлежность экспонатов музеям РФ.
Меж тем Минкультуры РФ еще 4 апреля заявило, что значительная часть задержанных произведений показывалась на выставке «Grand Tour», которая проходила в миланской Gallerie d’Italia, расположенной на площади Ла Скала. Еще одна выставка с участием российских экспонатов, которые теперь застряли в Финляндии, работала в итальянском Музее современного искусства Casa Cavazzini в Удине (это проект «Форма бесконечности» («La forma dell'Infinito»)). Третья выставка прошла в Японии — там, в городском музее Тиба, экспонировались работы из Пушкинского музея. Сейчас российские ценности находятся в Хельсинки на «временном хранении» и содержатся «с учетом всех требований к хранению предметов искусства».
Ясно, что ничего не ясно. Картины застряли, чуть-чуть не доехав до родины, и непонятно, надолго ли. «Следственные мероприятия будут проведены в кратчайшие сроки. Точное время, когда будут завершены следственные мероприятия, пока неизвестно», — гласит официальное заявление финской таможни. Все нарастающие санкции пишутся стремительно и тезисно, но как применять, если они идут вразрез с существующими договоренностями и законами? Финнам предстоит первыми их опробовать на практике «санкции на роскошь» относительно музейных экспонатов. Этот прецедент определит будущее и других произведений из музейного фонда РФ, а сейчас наши вещи находятся на более чем 20 различных выставках за границей.