Русское искусство — вместе со всем русским — на Западе отменили. Международные аукционные дома отказались от традиционных русских торгов и приостановили работу своих офисов в России. Отечественным коллекционерам покупать произведения за границей не с руки — и не только из-за арестов недвижимости некоторых российских политиков и бизнесменов. После отключения Visa и Mastercard покупать что-то за границей просто неудобно.
Другое дело — внутренний рынок. Его никто не закрывал. В связи с последними событиями выдвигалось две версии развития событий в арт-среде: отечественный арт-рынок расцветет или зачахнет. Однако не случилось ни того, ни другого. Это легко понять, зайдя в любой антикварный салон: повышения цен, в отличие от продуктовых магазинов, здесь не наблюдается. Впрочем, послушаем самих участников арт-процесса.
— У нас продажи потихоньку идут, цены остались те же самые, — рассказывает директор галереи «Файн Арт» Марина Образцова. — На прошлой неделе продали две картины. Люди торгуются, как обычно, ничего радикального. Цена у нас указана в евро, но все сделки осуществляются в рублях. Так уж повелось. В любые кризисные времена сначала бывает затишье, но потом все входит в свое русло. Так что мы не унываем.
— Когда все это началось, был шок, — говорит галерист, куратор и коллекционер Любовь Агафонова. — Я отказалась участвовать в Антикварном салоне. Все затормозилось, но так не может быть вечно. В начале февраля я купила графику Шишкина, а главное, дорогую скульптуру Коненкова, на которую пришлось взять кредит. Поэтому я пока не могу ничего себе позволить, но потом обязательно буду покупать и здесь, и за границей, если будет возможность.
— Сейчас все выжидают, смотрят, что будет дальше, — считает специалист по антикварному рынку, научный сотрудник Государственного института искусствознания Инна Пуликова. — Некоторые продавцы начинают нервно повышать цены, но опытные антиквары их не задирают. Нет серьезного роста, а тем более падения.
Многое зависит от того, будет ли Запад покупать российское сырье в рублях. Если да, то рубль укрепится, а вслед за ним и арт-рынок оттает. В любом антикварном магазине уместен торг, указанная цена — просто ориентир. Как и эстимейт — оценка — на аукционе. Если вы видите цену в 1000 евро, то надо понимать, что за 100 евро вам эту вещь не отдадут.
Пока прошло мало времени, чтобы делать какие-то выводы о динамике цен на арт-рынке. Я недавно купила гравюру начала ХIХ века за вполне адекватные деньги. Здесь многое решает вопрос заинтересованности.
— В новых условиях мы работаем всего месяц. Этого срока недостаточно для понимания картины в целом, — говорит «МК» специалист аукционного дома Владимир Богданов. — С одной стороны, у людей шок. А с другой — многие процессы еще докатываются по инерции. Пока понятно, что лучше не стало. Продажи не остановились. Но никто, вопреки отдельным прогнозам, не бросился спасать деньги в искусстве. Наоборот, опытные коллекционеры покупают прагматично, расчетливо и по докризисным ценам.
Неформальный пересчет из долларов в рубли по новому курсу «выше 100» не произошел. Меньше всего пострадал топовый сегмент. Спрос на дорогие высококлассные вещи сохранился (по рублевым докризисным ценам или чуть выше). А вот диапазон до 200 000 рублей стал самым проблемным: спрос в нем сильно упал. По своему аукциону могу сказать следующее: за последние два аукциона общие продажи упали на 30%. Покупатели ожидают, что цены должны падать в связи с кризисной ситуацией в стране. А продавцы ожидают, что рублевые цены должны расти в связи с инфляцией. Нужно больше времени, чтобы всем от гнева перейти к принятию.
Искусство любит стабильность, особенно если речь идет о его монетизации. Так что пока антикварный рынок обходится без истерии, которая наблюдается в глобальном экономическом пространстве. Что будет дальше — покажет только время.