Над сериалом работала в некотором роде команда мечты. Продюсеры, создавшие «Физрука», «Звоните ДиКаприо», «Мир! Дружба! Жвачка!» и другие хиты, плюс Анна Пармас, написавшая как сценарист «Кококо» и «Два дня» и снявшая как режиссер «Давай разведемся», а также главные видеохиты группы «Ленинград». Михалкова в свою очередь получила роль, уже неплохо ей знакомую, — даму с принципами, но совершенно не от мира сего.
Действие сериала начинается с гибели олигарха Верхоланцева (Артур Ваха). Во время освящения храма, который он построил на безбожно награбленные деньги, на «благодетеля» падает колокол, в результате чего его жена (Татьяна Лютаева), двое детей (Александра Макарская, Влад Прохоров) и любовница (Наталья Бардо) остаются без привычного финансирования, потому как в ходе расследования вскрылись самые неприглядные делишки предпринимателя, и все счета арестовали. Есть, правда, план Б, а именно счет в Швейцарии, но цифровой ключ к нему хранится у незаконнорожденной дочери злодея. Эта самая Алена (Анна Михалкова) работает заместительницей начальника колонии-поселения по воспитательной части, и вся семейка попадает туда на перевоспитание после поджога дома Алены.
Вообще и в СССР, и в России над пенитенциарной системой было принято иногда посмеиваться, поэтому комедия на такую тему дело привычное. Но «Исправлению и наказанию» фатально не повезло. Рекламная кампания сериала с шуточками про тюремное насилие стартовала как раз в момент, когда в новостях горячо обсуждались вскрытые факты пыток заключенных. Фон для комедии, мягко говоря, неподходящий, поэтому к проекту сразу сложилось весьма пристрастное отношение, и критики за словом в карман не лезли.
Впрочем, даже в отрыве от контекста идея легкой комедии с каждой серией приобретает все более натужный вид. Сценаристы как будто бегут от реальности, превращая все, что связано с колонией, в какую-то подозрительную утопию. Ассоциации с Достоевским в данной ситуации очень даже логичные, потому как героиня Михалковой здесь прямо князь Мышкин, от праведности которого нет никакого толка.
В стремлении перевоспитать преступников — а вся их проблема, по убеждению Алены, заключается в том, что им недодали в детстве доброты, — применяется поистине садистский набор приемов: от заповедей кота Леопольда, медитативного рисования на асфальте и просмотра советской киноклассики до изощренных провокаций. Сюжет тоже устрашающе раскачивается, позволяя героям то переживать в духе старых мелодрам, то попадать в типичные ситкомовские ситуации.
Наверное, есть в этой шаткой конструкции элементы, за которые можно не волноваться. Например, режиссерский вкус Анны Пармас или игра выбранных актеров. Михалкова, в общем, держит марку и не дает никаких поводов для ворчания. Тимофей Трибунцев в образе досрочно освобожденного претендента в женихи главной героине не делает на экране ничего для себя нового, но его уже привычный для зрителя арсенал умений работает на все сто. Татьяне Лютаевой отлично удается истома по убежавшим деньгам и женскому счастью, а Наталья Бардо неожиданно бодро перевоплощается из просто красотки в красотку, нажившую немало обид на сволочных мужиков.
Не исключено, что «Исправление и наказание» создавали как продюсерский проект с авторской режиссурой и хорошими актерами. Но продюсерская часть оказалась самым массивным и не самым симпатичным фрагментом здания. Избежать все мало-мальски острые углы, гнаться за ржачным форматом канала, иногда давить на ностальгию. В такой схеме особенно не развернешься, и в результате получилась альтернативная реальность, которая еле держится на шуточках и известных именах.
ТРИ ЗНАКОВЫХ СЕРИАЛА С АННОЙ МИХАЛКОВОЙ
Из почти девяти десятков фильмов и сериалов, в которых снималась Анна Михалкова, далеко не все достойны сожаления в случае, если вы их пропустили. Но некоторые проекты получили свои комплименты совершенно заслуженно.
Героиня Михалковой вроде бы погружена в среднестатистические заботы. Муж, две дочери, цветочный магазинчик. Но в другой жизни у этой обычной женщины бизнес по организации интим-услуг и довольно жесткий стиль управления этим специфическим хозяйством. Анне Никитичне не так часто доводилось тащить в кадре матрас со спрятанной внутри мертвой проституткой, но нужно признать, что делала она это очень достоверно.
В драме Бориса Хлебникова актриса играет гражданскую жену сотрудника отдела по борьбе с коррупцией. После того как у женщины диагностируют смертельную болезнь, ее возлюбленный в стремлении найти деньги на операцию идет на должностные преступления. По факту у Михалковой не главная роль, но дуэт с Александром Робаком, сыгравшим гражданского мужа ее героини, стал одной из удач сериала.
Мини-сериал снимала младшая сестра Анны Михалковой, сама Анна играет утомленную проходными ролями кинодиву в поисках хорошего сценария, а Надежда находилась по обе стороны камеры, командуя группой и играя режиссера в кадре. Подобная семейственность обеспечила «Номинации» не самую лестную критику, что отчасти было справедливо. В сериале немало того, что называют страстями на пустом месте, но Михалкова-старшая в образе капризной звезды хороша до неприличия.