Фестиваль в Тобольске назвали «Алафейская гора», что значит «царская». Именно отсюда пошел отсчет исторической столицы Сибири, где располагается ее единственный каменный кремль. Здесь снимались «Мраморный дом» Бориса Григорьева в начале 1970-х, «Война» Алексея Балабанова в 2000-х, еще несколько картин. Местные жители вспоминают чаще всего недавний «Тобол» Игоря Зайцева, декорации которого стали достопримечательностью города. Около 300 горожан принимали участие в съемках и теперь вспоминают, как растаял снег и пришлось его покупать.
«Можете приезжать с одним фильмом и показывать только его», — сказали зрители после просмотра «Лебединого озера» Антона Бильжо — в прошлом журналиста, дебютировавшего картиной «Рыба-мечта». Его новый фильм представил питерский актер Александр Чередник, снимавшийся у Сокурова в «Тихих страницах» и «Спаси и сохрани», известный по сериалам «Метод», «Бандитский Петербург», «Литейный». Сам он в Тобольске впервые увидел «Лебединое озеро». «На пробы пригласили моего друга, но он позвонил и сказал, что дал мой номер телефона. Я спросил, что за роль. Оказалось, что балетмейстер. Я засомневался: он-то танцует, а я нет. Друг успокоил: «Это балетмейстер, но спившийся». Я поехал на пробы, уверенно вошел и сказал, что роль моя и лучше ее никто не сыграет, рассказал про свою жизнь».
Действие происходит в небольшом провинциальном городе в наши дни. Губернатор, роль которого сыграл Игорь Яцко, умудрившийся сделать это на грани абсурда, но не впасть в безумие, готовится к очередным выборам. Живет как помещик, ратует за сохранение культурных ценностей, в бога верует. Прислуга в его доме одета в костюмы XIX века. А сам хозяин снимается в агитационном ролике, где, подобно Льву Толстому, идет в подпоясанной рубахе через колосящуюся рожь. Своей жене, в прошлом балерине, он поручает в рамках предвыборной кампании поставить балет. Поскольку профессиональных танцоров в городе нет, в спектакле участвуют пришедшие по объявлению люди разного возраста и комплекции. Трепетная губернаторша, какой ее сыграла Ольга Цирсен, поставит в полуразрушенном театре нечто авангардное, привлечет к работе своего спившегося педагога, свободного как ветер. К народной стихии и такому «Лебединому озеру» губернатор окажется не готов. Все это очень забавно, зловеще и абсолютно ирреально, иногда с перебором. Но другого «Лебединого» не будет.
Дебютный «Белый кит» сняла выпускница Высших курсов сценаристов и режиссеров, русско-израильский режиссер Татьяна Федоровская, получившая за короткометражку «Мамины Шпильки» британскую премию BAFTA. Главные роли сыграли литовские актеры Дайнюс Гевенонис и Раса Самуолите. Поначалу само их присутствие в русском мире выглядит странно, и только позднее последует неочевидное объяснение. Скорее всего, под конкретных исполнителей, с которыми захотелось поработать, подогнали и сюжет. Успешный адвокат пытается спасти от тюрьмы молодого чеченца, по вине которого погиб человек, отстаивает права однополой пары. Он образцовый отец и муж, воспитывает приемных детей. Вскоре выяснится, что у них редкое генетическое заболевание и через пару лет они превратятся в «растения». А теперь моментально становятся «чужими людьми». Их надо срочно вернуть в детский дом, но обычно покорная жена с этим не согласна. Благообразный адвокат на грани нервного срыва врывается в церковь, пытается разговаривать с богом. Истерика длится неоправданно долго и превращается в фарс, к чему вряд ли стремились авторы фильма. «Это наша жизнь. Наша и не наша», — прозвучит реплика, характеризующая оба фильма.
О том, как сделать реальность убедительной, мы поговорили с гостем фестиваля, едва ли не самым востребованным режиссером Александром Коттом. Никто, как он, не работает, параллельно выпуская по две картины — «Чука и Гека» по Гайдару и «Седьмую симфонию» про блокадный Ленинград. При этом его посещают мысли об уходе из режиссуры.
— Я снял много исторических фильмов, где надо было воссоздать минувшую эпоху. Иногда это сделать проще, чем снять современный провинциальный город. Сегодняшний день непонятен. Он генетически не склеивается. Когда он станет историей, будет проще. Что такое убитый провинциальный город? Снимая «Офсайд», мы нашли в Туле изумрудный дом и под него уже искали остальное. Тобольск — это белое на белом, белоснежный Кремль на фоне снега. Здесь нет черного цвета. Я проповедую изобразительное кино. У меня профессиональная болезнь — читаю литературу и начинаю придумывать то, чего там нет, сканирую пространство, где бы ни находился. Мы идем из метро домой и проглатываем дорогу. А важно ее рассмотреть хотя бы раз, запомнить людей, дверь, которую ты открыл. Режиссер должен уметь увидеть. Я люблю сложные, говорящие лица. Человек молчит, но ты понимаешь, о чем он думает. Иногда он как будто незаметный, как Леша Серебряков, а на экране начинает дышать. Кино — дикий обман. Когда известному актеру сказали, что у него долгий задумчивый взгляд, он объяснил, что просто считает до сорока пяти.
У Александра Котта есть идея фильма о журналисте. «Слово способно убить физически, - говорит он. - Я пишу сценарий про журналиста, ставшего человеком-невидимкой. Он подписывается чужими именами, и его перестают замечать. У него же нет имени. Режиссер снимает кино со своим отношением и позицией. Сокуров и Герман делаю то, что хотят. Никто им не указ. А журналист освещает события, не имея позиции». Таков взгляд на нашу профессию, и это еще одна необъяснимая реальность.