Русский режиссер во Франции описал печальные перспективы покинувших Россию артистов

«От акцента ты никуда не денешься, какой бы мода ни была»

Смогут ли решившие оставить Россию артисты за пределами Родины продолжать карьеру и рассчитывать там на успех? Об этом мы поговорили с актером, певцом и режиссером Михаилом Полищуком, который еще в конце 80-х, с началом перестройки, оказался в Париже и не понаслышке знает что такое судьба русского артиста за рубежом. Параллелей с тем временем много, хотя мотивы отъезда из России в девяностые и сейчас принципиально разные.

«От акцента ты никуда не денешься, какой бы мода ни была»

Из досье «МК»: Михаил Полищук — москвич, выпускник театрального училища имени Щепкина, работал в московском Академическом театре сатиры, параллельно выступал на эстраде с оркестрами Олега Лундстрема и Анатолия Кролла, хорошо известен как исполнитель русских романсов. Более 30 лет живет в Париже, имеет работу по профессии.

— Миша, как ты оказался во Франции?

— В 89-м году, когда открылись границы, я приехал в Париж  с концертной группой, и меня там пригласили поработать — я согласился. Думал, что это на какое-то время, но так складывалось, что контракты мне всё время продлевали, а там и ребенок пошёл в школу. Контракты сначала были певческие, потом я играл в спектакле «Вишневый сад».  Группу артистов, с легкой руки Саши Васильева (художник, историк моды. — М.Р.), сколотила американская артистка Лесли Карон, она очень хотела сыграть Раневскую. В проекте из русских, кроме меня, еще играла Наташа Медведева — Шарлотту,  были и французские артисты. А оформлял спектакль Саша Васильев.

— Это был частный проект?

— Государственных проектов ни у кого не было. Даже у Олега Янковского, когда он в 90-е годы играл в спектакле «Падение» по Камю, – это тоже был не государственный проект. Он три или четыре месяца сидел в Париже, играл в небольшом экспериментальном театре «Люсернер», что рядом с Люксембургским садом. По его принципу в Москве работает Электротеатр.  Но сенсацией это не  стало — просто русские и Россия были тогда в моде.

— Ты знаешь, сколько русских артистов в 90-е приехали и осели в Париже?

— Я многих встречал, и до сих пор там живет, например, питерский актер Саша Медведев — играет, снимается в кино, стоит на глобалистских позициях, но я их не разделяю. Артист МХАТа — Гриша Мануков — где-то поиграл, а сейчас в пригороде Парижа ведет театральную студию. Я встречался с Валей Воилковой — хорошая артистка, но переквалифицировалась: у нее муж — франко-итальянец — имеет  компанию по озвучанию фильмов, и она очень успешно занимается организацией процесса.

— Воилкова широко известна нашему зрителю по одной роли — Маргариты, возлюбленной Костика из «Покровских ворот».

— Не только. У нее в России было много фильмов, и она еще играла большие роли в Театре Советской Армии. А сейчас — студия дубляжа, где у неё должность как бы директора. Еще в Париже Леша Маслов сотрудничал с государственным театром «Ля Колин». Играл в спектакле по пьесе Мрожека, кстати, про Россию. И много снимался, был более удачлив, чем другие, но несколько лет назад вернулся в Москву и теперь работает в РАМТе.

Елена Сафонова играла одно время играла главную роль в спектакле по Цветаевой — она сейчас тоже в России. Более того, Ольга Яковлева после смерти Эфроса ушла с Таганки, уехала в Париж, где жила с Никитой Трушиным (он очень хороший переводчик), наверное, года два-три. И тоже работала на озвучании мультфильмов. При этом никаких интервью она не давала, никого не поливала…

В России в 90-е у нас было мало работы, а там — уйма, мы шли нарасхват. По себе могу сказать: я исколесил с программами русских романсов всю Францию и Европу, работал, как поющая машина: масса концертов, хорошо зарабатывал. Русские, в том числе и артисты, тогда были в моде.

— И как быстро закончился интерес к новой России?

— Это была мода, и, как всякая мода, она преходящая. Если мода держится два-три года, это очень хорошо, а потом изволь отправляться в свободное плавание.

— За тридцать с лишним лет жизни во Франции к каким выводам ты как русский драматический артист приходишь относительно судьбы русских артистов за рубежом? Насколько велика возможность их успеха в другой стране?

— Если ты собираешься быть там просто артистом, это бесперспективно. Абсолютно.

— Почему?

— Потому что от акцента ты никуда не денешься, какой бы мода ни была. Тут два варианта: или тебе надо создавать свою компанию, что практически невозможно, потому что надо тащить всё на себе. Или второе — тобой кто-то должен очень серьезно заинтересоваться, но такого я не знаю. В 50-е годы в Париже играла румынская артистка Попеску, и в театре «Мариньи» даже есть зал, который носит ее имя. Ну, можно вспомнить еще Сашу и Людмилу Питоевых в 40-х годах. Была прекрасная артистка Таня Балашова, но она как актриса себя не смогла реализовать и работала в основном педагогом. Зато именно она воспитала целую плеяду французских звезд — Жозиан Баласко, Тьери Лермит, Анемон. Эта группа артистов, известная под названием Спландид, то есть великолепные. Больше я не знаю русских драматических артистов, которые бы имели такой успех во Франции, в Париже, какой они имели у себя на родине.

Дело в том, что из-за акцента спектр потенциальной работы для русских артистов сильно ограничен. Вот у меня было очень много озвучания, но, как правило, это всё одно и то же: меня берут из-за русского акцента, и я говорю по-французски, но озвучиваю либо бандитов, либо каких-нибудь славян — сербов, поляков...

— Был ли среди твоих героев хотя бы один хороший парень?

— Был один смешной персонаж, а, в основном — все это плохие парни. Независимо от того, какой фильм ты озвучиваешь — немецкий или американский, — тебя берут прежде всего из-за национальной принадлежности. Потом, когда я уже начал работать как режиссер, я предлагал ставить Чехова, Тургенева, — нет, говорили мне, нужно что-то с вывертом, чернушное, и такое с удовольствием возьмут и просубсидируют. А когда предлагаешь красивое или подчеркивающее достоинства твоей страны, с неохотой и, в лучшем случае, вежливо откажут. В «Комеди Франсез» в свое время ставил Пётр Фоменко («Лес»), Андрей Смирнов («Месяц в деревне») и на гребне интереса к России Анатолий Васильев делал «Маскарад», который оформлял Борис Заборов.

— Слушаю тебя и удивляюсь: ты сгущаешь краски или там действительно такая жесть для людей искусства из России?

— Без иллюзий. Надо смотреть реально — как ты будешь зарабатывать: сегодня ты приносишь доход, на тебя люди идут — значит, ты товар, который покупают. А завтра потерян спрос — и всё... Никаких иллюзий не надо строить. Вот сейчас ситуация между Россией и Украиной — сенсация, но как долго она продержится? А дальше что?

— Но разве, скажем, покинувшие родину артисты по политическим убеждениям не могут рассчитывать на поддержку и работу как беженцы, как люди не согласные с политикой своего государства?

— Сегодня не та ситуация, что в 90-е. Их могут использовать, чтобы они, давая интервью, облили грязью свою страну, — всё. А что касается работы — пусть они даже не надеются, я в этом на 85 процентов убежден.

— Но послушай: Чулпан Хаматова, заявившая, что она не вернется в Россию, тем не менее получила работу в рижском театре у   известного режиссера Алвиса Херманиса.

— Ну хорошо — получила, но на каком языке в Риге она будет играть? Сколько в Риге живет русских? Я четыре раз ставил спектакли в Литве, в Русском театре. А в Литве — два процента русских, в ее столице Вильнюсе — 500 тысяч. Так что она может играть в Риге? Пусть не надеется иметь такую же аудиторию, какую она имела в Москве и в России. 

И вопрос: если она любящая мать, она подумала о своих детях? Они пойдут в латышскую школу, а для сохранения у детей русского языка (если она, конечно, хочет его им сохранить) ей придется нанимать учителя, и его еще надо найти. (У Хаматовой взрослые родная и приемная дочери, и младшая — школьного возраста. — «МК»). Так что всё это на гребне сенсации, а когда начнутся будни, тогда  будет совсем другое дело. Это как пена в кофе — закипает, потом остывает и опадает.

— Если бы я была артисткой и имела бы внутренние терзания — оставаться или уезжать (ведь артисты с большими именами бегут), что бы ты посоветовал?

— Меняй профессию.

— Но ты же не поменял.

— Я пел, и это другое дело. Потом пошел преподавать, и преподавал на французском. А жена моя, которая актрисой работала у Виктюка, играла у него все главные роли, и он ее очень ценил, в артистки не пошла — ушла в туризм. Мы ведь не первый раз это проходим. Надо знать историю: в 20-е годы была прекрасная драматическая артистка Рощина-Инсарова — играла по три-четыре спектакля, а дальше — публики у нее не было. Замечательная артистка МХТ Катя Корнакова, мачеха Юла Бринера, закончила печально: не играла работы при всем своем потенциале. Но, похоже, история нас учит тому, что она ничему не учит.

От Собчак до Урганта: кадры покинувших Россию "звезд"

От Собчак до Урганта: кадры покинувших Россию "звезд"

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28751 от 28 марта 2022

Заголовок в газете: «От акцента никуда не денешься, какой бы мода ни была»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру