Соответствующее сообщение получили кинематографисты и журналисты, приезжающие в Канны. В нем говорится, что фестиваль присоединяется к тем, кто выступает против неприемлемой ситуации на Украине, осуждает позицию России и ее лидеров. В заявлении сказано, что если наступательная операция не закончится «на условиях, удовлетворяющих украинский народ, то мы не будем приветствовать на фестивале официальные российские делегации, не допустим присутствия тех, кто связан с российским правительством». Вместе с тем независимые режиссеры, никак не связанные с госфинансированием, смогут принять участие в работе фестиваля. Собственно, они, как правило, и представляли в Каннах свои работы. Соответственно, и журналисты смогут поехать туда, если представляют независимые СМИ. Дирекция киносмотра напомнила о том, что история Каннского кинофестиваля начиналась в 1939 году, в момент сопротивления нацистской диктатуре. Тогда киносмотр не состоялся.
Свою позицию определила и Международная федерация кинопрессы ФИПРЕССИ, поддержав украинских коллег и их семьи. «У ФИПРЕССИ есть члены в Украине и России. Мы видим и ценим, что российские коллеги осмеливаются открыто выступать против политики своей страны», — говорится в заявлении. До тех пор, пока в Украине не прекратится операция, ФИПРЕССИ не станет участвовать в фестивалях и других мероприятиях, организуемых правительством России и его ведомствами.
Российские кинофестивали также ждет бойкот со стороны мирового киносообщества. В прошлом году многие из них поспешили оформить международный статус, часто не имея на то оснований, ради возможности показывать фильмы без прокатных удостоверений. В апреле в Москве должен пройти ММКФ. Трудно представить, каким он будет в условиях изоляции.
27 марта в Лос-Анджелесе состоится церемония вручения премии «Оскар», в которой должен принять участие наш единственный номинант Антон Дьяков со своей короткометражной анимационной картиной «БоксБалет». Недавно он закончил работу над новым фильмом «Горю!» совместно с украинскими коллегами. Как говорит Антон, работа стала не самым легким периодом его жизни, многое казалось непреодолимым. Но все это теперь не имеет никакого значения, а «то, что происходит на Украине, по-настоящему страшно». Антон напоминает, что в каждой семье есть фотокарточки деда или прадеда, сложившего голову за то, чтобы мы жили в мире. «Каждая жизнь бесценна, если даже не для ее обладателя, то для его близких, — написал он на своей странице в соцсетях. — Кому-то этот человек дорог, и его потеря — трагедия». Можно лишь поражаться тому, что «мы как-то сумели растерять самое ценное — кровное братство, века соединяющее русских и украинцев». Свой фильм «Горю!» он посвятил всем людям, оказавшимся в беде на украинской земле, кем бы они ни были — русскими или украинцами.