За полчаса до начала спектакля исполнитель главной роли актер Андрей Мерзликин нервно ходит из угла в угол в небольшом ресторане, что расположен рядом со служебным входом в Зимний театр. «Не могу снять деньги… Переводом тоже не получается…», – надрывно говорит он кому-то в телефонную трубку. От комментариев отказывается, ему не до того, актер не может дозвониться семье, волнуется. Все вокруг на взводе из-за событий на Украине – они отзываются в каждом сердце. К тому же, на юге закрыли 11 аэропортов до 2 марта – в эти минуты в Сочи организуют временный транспортный хаб, чтобы 150 тысяч туристов, застрявших в Крыму и в Краснодарском крае, могли вернуться домой. Наваливается все сразу – события, информационный фон, сообщения об антивоенных митингах, полярные мнения… Напряжение так и искрит в атмосфере.
В такой обстановке организаторы Зимнего фестиваля искусств в Сочи решили играть до финала, как оркестр на «Титанике», делать свое дело, а там будь, что будет. И так совпало, что спектакль, давно запланированный в программе, отразил весь накал эмоций сегодняшнего дня. Опера «Борис и Глеб» на музыку композитора Александра Чайковского повествует о событиях темных времен русского Средневековья. В основе постановки режиссера Павла Сафонова – сказание о Борисе и Глебе, согласно летописям, убитых их братом Святополком. Ссылка на летопись имеет тут важное значение. Дело в том, что в истории убийства Бориса и Глеба все очень неоднозначно. Древние тексты, где Святополк Окаянный предстает злодеем и убийцей, а Ярослав, одолевший его и после долгих кровопролитий занявший престол, героем, были написаны спустя несколько десятилетий после передела власти в Киеве. Историки считают, что Ярослав и сам мог быть повинен в смерти братьев и использовал ситуация как повод, чтобы развязать войну. Поэтому в постановке Сафонова есть важный герой – летописец. Эта роль – у Юрия Башмета, он пишет историю событий музыкой, играя на альте.
Мы застаем переломный момент начала 1000-ых годов в тот момент, когда Ярослав только-только побеждает Святополка. После окончательной победы, он впервые объезжает свои владения, давая людям понять, что началось новое время. Общество расколото. Перед политиком стоит задача утвердить свой авторитет и власть. На сцене вместе с Мерзликиным и Башметом – две сотни человек. Задействовано четыре коллектива – Народный хор РАМ им. Гнесиных, пластический театр Алишера Хасанова «Мим-оркестр», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Мужской хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России. Народная толпа в разных, но едино темных одеждах, волнуется, она как стихия… Люди то спорят с Ярославом, то поддерживают его. А он отвечает то сам себе, то народу, обращается к убиенным братьям и куда-то в небытие, часто прибавляет: «Запиши, летописец».
Спустя два года после премьеры постановку сократили, и теперь она еще больше походит в метафору. Из волнующего действа и пения, сливающего в гул, слух вырывает отдельные фразы Ярослава: «Я ваш князь, других у вас нет, я подарю вам мир», «Станет Русь тогда не государством, а разрозненным роем», «Да разве ж так бывает, чтоб людям было открыто больше, чем мне», «а может это новый непокорства вид?», «Тогда я жечь вас буду, но останусь справедливым, запиши, летописец…». В финале, сбросив царский кафтан, он уходит в светящийся золотом портал, который закрывается за ним гигантским изображением иконы Бориса и Глеба. Публика аплодирует и плачет, а кто-то вполголоса замечает: «Вот так мы и запомним наше время, но еще неизвестно, как его запишут летописцы…»