Роман Рябцев: сплошной оптимизм и победные реляции

Лучше застолбить участки заранее

Побывал я на днях на одной большой конференции, посвященной тому, как российскому многострадальному шоу-бизнесу выбираться из глубочайшей ж… ага, жуткой ямы, в которую его загнали экономические кризисы, карантины, решения правительства и стремительно изменившийся (о чем я не устаю напоминать) мир. Сие высокое сборище происходило онлайн (естественно!), иначе бы я на такое мероприятие и не выбрался: куда приятнее сидеть дома с чашкой кофе и задавать вопросы спикерам в письменном виде, чем тащиться куда-то под навалившимся на Москву мокрым снегом. А выступали там весьма интересные люди: от Noize MC и Ивана Дорна до промоутеров крупных фестивалей, представителей международных рекорд-лейблов и менеджеров всевозможных коллективов (еще один плюс онлайн-формата: три потока трансляций «по интересам», живьем бы такое заняло все три дня!).

Лучше застолбить участки заранее

Хотя как выступающий артист я со сцены и ушел, но как продюсеру мне было очень любопытно: какие прогнозы на ближайшее будущее концертной индустрии и прочего музыкального бизнеса сделают коллеги. Пока что все мои предсказания, судя по сказанному на конференции, сбываются (надевает футболку с надписью «Я же говорил!»). Что ж, сделаю краткий доклад по итогам (наливает себе из графина).

Те, кто занимается концертами, настроены очень оптимистично. Похоже, что эпоха запретов, наконец, подходит к концу и уже скоро не будет так надоевших всем фанатам отмен и переносов мероприятий. Но (как я писал ранее) всеобщие карантинные меры также дали мощный толчок и к развитию онлайн-концертов. Наши промоутеры вовремя сообразили, что люди, вынужденно лишенные живых шоу, совсем не прочь посмотреть на любимых музыкантов и в интернет-трансляции. А многие меломаны даже оценили преимущества такого формата: кумиры приходят прямо к тебе домой, удобненько, ага. Так что, несмотря на возвращение живых концертов, их онлайн-версия никуда не денется, а будет и далее развиваться. В том числе и в метавселенных.

Хороший вопрос от зрителя: «Не получится так, что истосковавшиеся по былым гонорарам зубры, мастодонты и динозавры отечественной музыки займут собой все площадки и не оставят места молодым группам?» Оказалось, что таки нет! Основная часть концертных площадок уже зарезервирована именно под выступления новых музыкантов, аж на полгода вперед! А произошло то, что я и предсказывал: аудитория седых, пузатых и заслуженных легенд русского рока и эстрады вполне ожидаемо тоже состарилась вместе со своими кумирами. И теперь они предпочитают концертам поездки на дачу, закатку банок и прочие пенсионерские радости. Да и дети оставляют внуков на вечер выходных, чтобы самим ходить на концерты. А уж дети явно не на пожилых легенд идут, а на СВОЮ музыку, никак не 30–40-летней выдержки.

Представители звукозаписывающих компаний тоже оживились и вовсю зазывают музыкантов выпускаться у них. Причем зазывают так, как я ранее и не слышал, чуть ли не золотые горы с продаж сулят и продвижение на западные рынки, да-да. За два с лишним года вынужденного сидения дома разорились не только многие студии, так как все артисты массово начали осваивать домашнюю запись, но и лейблы: до музыкантов наконец дошло, что доносить свое творчество до слушателей можно и самим, через Интернет, без посредников. Вот компании и пытаются набрать себе каталог из новых артистов, ибо старые... что с них заработать? Кто хотел купить ретро-альбомы, те давно уже это сделали. В цифровом же виде фанатеющие от винтажа пенсионеры не любят или просто не умеют покупать песни. (Ну что это такое? Просто файл?! То ли дело CD или кассета: берешь в руки — маешь Вещь!) А вот молодежь — другое дело, они изначально привыкли к покупкам онлайн. На конференции особо отметили, что люди наконец начали платить за музыку в Интернете. И это не может не радовать — еще один шажок к цивилизованному рынку.

Впрочем, никто из спикеров даже словом не обмолвился о новых форматах распространения музыки, а зря! Рано или поздно это дойдет и до нас, и лучше бы застолбить участки заранее. Я сейчас говорю о новом устройстве воспроизведения Stem Player, который продвигает, например, Канье Уэст (его новый альбом Donda-2 выйдет исключительно для этого девайса). Вкратце: песни будут издаваться в виде четырех звуковых дорожек (т.н. стэмов): вокал, барабаны, бас и прочий аккомпанемент. Пользователь этого плеера может слушать их как все одновременно (как обычную песню), так и регулировать громкость каждого стэма. Или вообще отключать одну из четырех дорожек — вот обрадуются любители караоке! Захотел — отключил голос и пой вместо артиста, захотел — убрал бас и терзай свою бас-гитару, репетируй и так далее. Более того, стэмы можно ускорять, замедлять, пускать задом наперед, закольцовывать, ставить один на паузу, пока играют остальные… Практически делать на ходу свои ремиксы! Вдобавок пользователь может САМ, с помощью прилагаемого программного обеспечения «разложить» на составные части абсолютно любую песню из своей фонотеки (а не только специально изданную в этом формате), перегнать ее в плеер и таким же образом над ней поизвращаться! Словом, технология очень многообещающая и, уверен, скоро будет весьма востребована… Подумал: со стороны может показаться, что я рекламирую новый формат, ан нет! У меня просто всегда этакое восторженное отношение к новым изобретениям в музыкальной сфере и техническому прогрессу в целом…

В общем, сплошной оптимизм и практически победные реляции звучали на этой конференции. Музыка в стране потихоньку возрождается, и для молодых (подчеркиваю) артистов открываются огромные и радужные перспективы. Ну а ретро-музыкантам (которые по какому-то недоразумению до сих пор считают себя звездами) пора открывать салоны для стрижки домашних животных или заняться другим делом, более полезным для общества, чем их набившие оскомину песнопения.

Кстати, я как музыкант и продюсер с более чем 30-летним опытом очень порадовался тому, что спикеры наконец-то в основном говорили честно. Излагали все как есть, без обычного для России вранья, понтов и пускания пыли в глаза (ох, сколько же я сказочников в шоу-бизнесе наслушался за эти годы!). Единственный здоровенный камень в огород этих уважаемых людей хочу зашвырнуть: про один очень важный момент они не говорили вообще. Никто! От этой недоговоренности ощущение лукавства у меня осталось неприятное…

Вот промоутеры говорят про концерты для начинающих групп: мол, наберите аудиторию, человек 100 хотя бы, — мы вам залы дадим. Но не договаривают, что в рекламу концертов молодые артисты должны вложиться сами! Никто для них этого делать не будет, рисковать прокатчики очень не любят. Представители рекорд-лейблов только вскользь упомянули о том, что начинающим музыкантам придется сначала раскрутиться самим! До того уровня, когда звукозаписывающая компания подпишет с ними хороший контракт. Да, рассказывали, как это сделать. Мол, продвигайтесь через соцсети, пусть ваша песня там завирусится и вы станете уже достаточно популярны для «вкусного» контракта. Вот был случай: одна тиктокерша взяла песню для ролика, и она внезапно стала популярной, бла-бла-бла… Не договаривают уважаемые боссы: не бывает никакой раскрутки через соцсети без вложений в рекламу! Вообще никак. Даже к популярным тиктокерам в ролик попасть — это немалых денег стоит, и официальные расценки есть у каждого крупного ТикТок-хауса! Да и ни в одной другой соцсети без платного подъема публикаций ваше творчество никто, кроме нескольких друзей, не увидит! Так что… лукавят вершители музыкальных судеб! Оно отчасти и понятно: боятся отпугнуть потенциальных клиентов... Ну а на то, чтобы договаривать ВСЮ правду, есть я и моя колонка в «ЗД». Так что, как говорится, не переключайтесь!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28731 от 23 февраля 2022

Заголовок в газете: Сплошной оптимизм и победные реляции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру